Украинский павильон на биеннале в Венеции в этом году курирует "Открытая группа". Художники уверены: смысл искусства не в самом объекте, а в диалогах, которые он провоцирует.
Полдень, Венеция, 9 мая 2019 года. Над садами Джардини пролетает огромный белоснежный самолет "Мрія" – самый большой грузовой самолет в мире. Весом 285 тонн, 86 метров в длину. Махина, созданная киевским заводом "Антонов" для космической авиации. Если день будет солнечный, то украинская "Мрія" на несколько секунд бросит тень на сады Джардини, которые последние 100 лет являются местом проведения главной арт-биеннале в мире.
Это перформанс украинских художников из "Открытой группы" на биеннале в Венеции. Его название – "Падающая тень "Мрії" на сады Джардини" – звучит как строчка из поэзии. На первый взгляд идея действительно романтична. Удастся ли ее реализовать именно в таком виде, станет ясно только 9 мая, но о смыслах перформанса стоит говорить независимо от результата. "Нам важно, чтобы история о полете "Мрії" вышла за границы украинского павильона, чтобы она продолжала жить после закрытия биеннале", – говорит Юрий Билей, один из участников "Открытой группы". Всего в ней четыре художника – кроме Юрия, это Павел Ковач, Антон Варга и Стас Турина.
Процесс, длительность, контекст, который появился в украинском обществе вокруг проекта, – ключевые моменты для кураторов. Чтобы участие Украины в биеннале не закончилось одной (хотя и очень эффектной) акцией в небе длительностью в несколько минут, "Открытая группа" готовит перформанс, который можно будет увидеть в украинском павильоне в Венеции с мая по ноябрь.
"Павильон – это точка отсчета нашего проекта, – объясняет Юрий. – Но в нем не будет буквальной документации полета "Мрії" – скорее это продолжение разговора о мифе вокруг него. Мы проведем перформанс длиной в несколько месяцев, в течение которого его участники будут передавать из уст в уста историю о том, как прошел полет, покажем видео и инсталляции".
По словам художников, переговоры о том, на какой именно высоте пролетит самолет, ведутся и продолжатся до самого открытия биеннале. В них участвуют Служба гражданской авиации Италии, "Укроборонпром" и завод "Антонов". Но самое интересное, считают кураторы, не высота (максимальная разрешенная итальянскими службами – 3 000 м), а смысл, диалог, сопереживание. "Биеннале в Украине всегда была политическим вопросом, – добавляет Юрий Билей. – Это особенность нашей страны, тут много нарративов вокруг искусства: социальный, политический, экономический".
Еще один смысл идеи "Открытой группы" – критика Венецианской биеннале как таковой. Художники участвовали в мероприятии дважды – в 2015-м и 2017-м – в составе групповой выставки, которую курировал PinchukArtCentre. В 2015 году их перформанс "Синоним к слову "ждать"", показанный в прозрачном павильоне "Надежда!" на набережной Венеции, стал одним из самых обсуждаемых украинских проектов. Опыт участия в биеннале дает возможность "Открытой группе" оценивать это событие критично. "Конкурс, в котором участников делят по павильонам, исходя из географии, – это анахронизм", – уверен Антон Варга. "Помимо этого, национальные павильоны редко представляют молодых художников – обычно от участников требуется некий статус". Чтобы минимизировать несправедливость, "Открытая группа" планирует поместить в самолет информацию обо всех украинских художниках. Чтобы информация о вас (если вы художник) попала в самолет и совершила символическое путешествие над Венецией, нужно просто заполнить заявку на сайте.
Общество – излюбленная тема исследований "Открытой группы". Художники объединились в группу в 2012 году во Львове. Говорят, что на них повлияла львовско-ужгородская арт-сцена – например, радикальное ужгородское направление 90-х поп-транс, знаменитое своими художественными акциями, а также культурой самиздата. Художники живут на три страны: Станислав Турина и Павел Ковач – в Украине, Юрий Белей – в Польше, Антон Варга – в США. В портфолио "Открытой группы" почти нет проектов с понятными материальными объектами. Они не занимаются живописью или скульптурой, а если делают инсталляции, то только для того, чтобы заархивировать собственное исследование. Свое искусство художники называют "лабораторной работой". "Это всегда интересно, хотя порой сложно объяснить зрителю, который привык принимать искусство как вещь конкретную – картину, скульптуру, то есть предмет".
Но со зрителем и успехом у "Открытой группы" проблем нет. Они дважды лауреаты премии PinchukArtPrize и, что в случае с украинскими художниками пока еще редкость, сильные игроки на международной арене: помимо участия в Венецианской биеннале, в 2017-м они провели ретроспективную выставку в польской галерее "Арсенал", а в 2018-м участвовали в нашумевшей выставке "Перманентна революція" в музее Людвига в Будапеште.
О будущем своего коллектива у художников представление идеалистическое. "Мы задумывали "Открытую группу" как коллектив, куда могут входить любые художники, которым близки наши идеи. Мечтаем, чтобы "Открытая группа" существовала вообще без нас". Художники уже знают, чем займутся в таком случае: архивом современного украинского искусства. Или отдельным музеем. Смелости парням, которые решились бросить на биеннале тень украинской Мрії, не занимать.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Dmitriy Honcharov
Стиль: Venya Brykalin
Груминг: Vitalia, Ekaterina Kharlanova
Сет-дизайн: Tanya Kantemirova @ComilfoDecor
Продюсер: Marina Sandugey-Shyshkina
Ассистент стилиста: Svetlana Manukyan