Энди Уорхол называл его самым популярным фотографом Нью-Йорка: 20-го июля в арт-центре "ИЗОЛЯЦИЯ" при поддержке Vogue UA открывается выставка Кристофера Макоса. Накануне его приезда в Киев Дарья Слободяник позвонила Макосу и расспросила о дружбе с Уорхолом, фотографии в эпоху соцсетей и работе в журнале Interview.
В 1980-ые годы Макос, тогда 30-летний фотограф, был участником нью-йоркской андеграундной тусовки и снимал самые громкие и богемные вечеринки, на которых веселились Энди Уорхол, Джон Леннон, Мик Джаггер, Лайза Минелли, Жан-Мишель Баския. После Нью-Йорка неугомонный Макос уехал в Мадрид. Там он задокументировал движение "мовида мадриленья" – культурную революцию 80-х, которая случилась в городе после смерти Франко. Одним из лидеров этого движения в те годы был режиссер Педро Альмодовар.
Сегодня Кристоферу Макосу 69 лет. Он носит костюмы ярких расцветок, которые любит дополнять кроссовками, у него совершенно "юный" голос, он энергичный, жизнерадостный и любопытный. Мой звонок застает его во Франции, на Лазурном берегу: "короткий отпуск перед поездкой в Киев", объясняет Макос. Мы минут 20 легко говорим обо всем на свете и много смеемся: Макос без кокетства признается, что ждет поездки в Киев, чтобы погрузиться в локальную культурную тусовку и просит редакцию Vogue обязательно познакомить его с местной арт-сценой – дизайнерами, художниками, фотографами. Сейчас это любимое занятие Макоса: в Америке, по его словам, ему не очень уютно из-за политики Дональда Трампа, поэтому он много путешествует и знакомится с креативными людьми, которые вдохновляют его на новые проекты.
Ваши выставки проходят в музеях по всему миру, от Tate Modern до Metropolitan, но вы никогда не были в Украине. Почему именно сейчас вам так важно показать свою выставку украинской аудитории?
Все дело в кризисе идентичности – сейчас, после победы на выборах Трампа, мы переживаем его в Штатах, а вы – в Украине. Я думаю, нам есть о чем поговорить (смеется). Моя выставка – не про Уорхола в парике, хотя эти фотографии там, безусловно, есть, а про то, как люди в 1980-ые, в эпоху свободы и панка, искали себя. Это созвучно тому, что происходит с людьми в 2017-м.
К тому же, Люба Михайлова (куратор, меценат, основательница "Изоляции" – прим. авт.) мой большой и давний друг и мне давно хотелось приехать в Киев.
Вы прославились как человек, который снимал в первую очередь богему. На ваших фото Энди Уорхол целуют Джона Леннона, тусуется с Лайзой Миннелли и Миком Джаггером. А могут ли стать вашими героями простые люди с улицы?
Сейчас – даже чаще, чем раньше. Я много путешествую и снимаю обычных людей, которых встречаю по пути. Вообще, мои герои – это креативные люди. Все начинается с беседы: мне кто-то симпатичен, я подхожу, мы начинаем болтать – о политике, искусстве, новостях. Мне интересна история, которая стоит за человеком – если она есть, то это мой герой.
В эпоху соцсетей фотографии живется нелегко. Каждый второй – фотограф: снимает на смартфон, постит в инстаграм, собирает лайки. Кто такой фотограф сейчас? Что делает фотографа фотографом?
Есть разница между тем, чтобы сделать фотографию и тем, чтобы поймать момент, понимаете? Люди со смартфонами – не фотографы: они просто люди со смартфонами. Нет ничего плохого в инстаграме, это увлекательная вещь – у меня у самого есть инстаграм. Мир меняется, и невозможно это игнорировать. Я наблюдаю с интересом.
Вы снимаете на смартфон?
Постоянно! Я снимаю на то, что у меня есть при себе (смеется). Когда я путешествую, у меня с собой несколько камер и объективов, но когда я в Нью-Йорке, я не выхожу на улицу за кофе с камерой. Так что если его нет, снимаю на свой HTC. Для инстаграма я делаю фото-зарисовки, скетчи – мне кажется, для соцсетей вообще хороши какие-то настроенческие вещи.
Не могу не спросить вас о журнале Interview. Каково это – работать для такого легендарного журнала? Как вообще Уорхол позвал вас туда?
Когда я делал свою первую выставку в Сохо, я подумал, что можно позвать туда Уорхола. Причем именно из-за Interview: я знал, что у него есть журнал и, возможно, он мог бы рассказать о нем. В журнале Энди поручил мне две полосы в самом конце: я ходил на выставки, вечеринки и самые модные мероприятия и делал репортажи. На этих вечеринках и рождались лучшие кадры, кстати. Например, мы как-то отмечали День Валентина, и я подумал: а почему бы Энди не поцеловать Джона Леннона? Будет весело! Так родилось одно из самых известных, наверное, моих фото.
Теперь нет того андерграунда, с которым можно было бы делать такие сумасшедшие вещи. Нет андерграунда, в котором могли бы родиться новые звезды, как было с той же "Фабрикой" Уорхола. Interview был отличным местом для взросления. Это был журнал о культуре, на каждой странице было искусство – я рос на этом, так что я настоящий счастливчик.
О чем вы мечтаете, Кристофер?
Очень хороший вопрос. О том, чтобы в Америке был новый президент. И чтобы вокруг все занимались искусством. Думаю, со вторым проще.
Фото: Photo by Christopher Makos | Makostudio.com
"Кристофер Макос: Эпоха Энди Уорхола". С 20 июля по28 сентября в пространстве ИЗОЛЯЦИЯ, Набережно-Луговая, 8.