Vogue UA представляет проект Futurespective, приуроченный к 30-летию Независимости Украины.
30 украинских художников создали 30 работ разных масштабов в разных техниках. Они появились на страницах коллекционного арт-номера Vogue UA в виде условных обложек и будут экспонироваться на выставке Futurespective, которая пройдет в киевском Центре современного искусства M17 с 30 июля по 5 сентября. О подготовке проекта рассказывает куратор Светлана Старостенко.
— Три месяца назад я получила приглашение от редакции журнала Vogue стать куратором проекта с противоречивым названием Futurespective. Само название предполагает, что мы говорим о будущем, которое уже как будто состоялось, но все еще не осознано. Или о будущем, в которое можно заглянуть и почувствовать его в дне сегодняшнем.
Журнал Vogue сотрудничал с художниками с самого начала своего существования. Например, шесть раз, с 1939 по 1971 год, автором обложек американского Vogue становился Сальвадор Дали. В нынешнем проекте Futurespective знаменитый художник Арсен Савадов создал графическую работу по канонам реальной обложки и интерпретировал логотип. По соседству с иллюстрациями модных трендов он разместил элементы своих работ.
Futurespective состоит из двух частей. Тридцать участников создавали художественные произведения на тему будущего в самом широком его понимании, как если бы эта работа предназначалась для обложки журнала. В итоге мы получили выставочный проект из тридцати предметов искусства и тридцать условных обложек, созданных украинскими авторами.
Как куратору выставки мне было важно выбрать художников с осторожностью, без намека на некий "рейтинг", неуместный в художественном поле. Акцент в выборе участников был на ярких представителях разных поколений, которые работают в разных техниках. Еще одно условие: произведения должны быть новыми, созданными специально для этого проекта. Кто-то из авторов экспериментировал в новой технике, кто-то продолжил свои узнаваемые серии. Некоторые участники удивили гигантским форматом — выбранная галерейная площадка дает художникам возможность высказаться так, как они считают нужным.
Дискурс проекта – будущее во всем его многообразии. У художников нет цели его предсказать. Но они, каждый в своей особенной манере, выражают некую коллективную память, тревожность сегодняшнего дня, предчувствия грядущих событий. Выставка получается ретроспективой и анонсом одновременно. Есть у искусства такое уникальное свойство: проживать будущее уже сегодня, представляя идеальное — свершившимся..
Приглашая авторов принять участие, я обозначила, что нет необходимости говорить именно о будущем Украины. Мы живем и работаем в своем локальном контексте, и любое произведение будет о нас по умолчанию. Символичным оказалось, что одна из участниц проекта ждет ребенка — так тема будущего обыгрывается самым естественным образом.
Будущее с настоящим и прошлым связывают традиции. Так, Юрий Сивирин в своей работе использует традиционный для западноевропейской живописи сюжет оплакивания Христа (пьета), заменив Деву Марию и ее сына двумя юношами. Дарья Алешкина актуализирует вытынанку – симметричный орнамент, который широко использовался в древнеславянском декоративно-прикладном искусстве. Виталий Кравец размышляет над безысходностью экологического будущего планеты на примере личной для каждого украинца катастрофы – чернобыльской аварии. Все это мы несем с собой в завтрашний день.
Мы бываем растеряны или испытываем страх неизвестности перед грядущим. Что угодно может произойти. Непредсказуемость воплощена в триптихе "Мутация" скульптора Алексея Золотарева. Привычные вещи в дальнейшем выглядят иначе – мутируют. Но, согласно законам мироздания, нам гарантирован баланс. И метр свежей зеленой травы в фотоработе Тиберия Сильваши дает ощущение простора — символа неограниченных возможностей и свободы. Истинная свобода – как раз в поливариантности будущего. Когда незначительное событие — уместное слово, внезапный поцелуй, смелое "нет" — одним махом способно изменить наше будущее уже сегодня.
* – Шерстяное платье, Christopher Esber (helen-marlen.com); замшевые босоножки, украшенные перьями, Gianvito Rossi (helen-marlen.com); два кольца, латунь, все — Chloé; цепочка, серебро, собственность стилиста. Вверху справа: шерстяной топ, Christopher Esber (helen-marlen.com); кружевные шорты, винтаж (Poetry in objects); два кольца, латунь, все – Chloé; цепочка, серебро, собственность стилиста.
Фото: Vic Bakin. Стиль: Venya Brykalin. Прически: Sasha Vetrova. Макияж: Vitalia. Ассистенты стилиста: Aleksandra Semenchenko, Daria Bihun. Администратор: Oleksii Lazariev
** – Julie Poly, Без названия. Фотография, 140 х 100 см. Стиль: Anastasiia Gutnyk. Прически: Julia Stets, Yevgeniya Kozlova, Olha Yepuri. Макияж: Yulya Zalesskaya. Ассистент фотографа: Andrei Bobrowski. Ассистент стилиста: Valeriia Perehontseva. Ассистент визажиста: Sasha Nosikova. Ретушь: Yelena Popova. Модели: Tetiana Savchenko, Nikita Fedorenko, Oleksandra Bolhova, Diana Kovalchuk, Nes, Anna-Zoya, Mariia Sabadash, Illia Kozlov (CAT-B), Denys Pyltiy, Saveliy Popov (BOYS BOYS), Mariia Kettunen, Katya Makhno, Toma Romanova, Elizaveta Boeva; пудель Пушок