Лондон – отличное направление, чтобы встретить Новый год и провести рождественские каникулы. Тем более, что сейчас здесь проходит немало выставок, которые помогут разнообразить пребывание в городе. Со-учредитель Artcult Foundation Наталья Шпитовская составила арт-интенсив для тех, кто устойчив к соблазнам праздничных витрин британской столицы.
Tate Modern Gallery, до 2 апреля
Амедео Модильяни переехал в Париж в 1906 году и за свою свою недолгую жизнь создал немало выдающихся произведений. Представленные на выставке картины, скульптуры и эскизы демонстрируют влияние окружения, различных, порой радикальных нововведений и течений. Обитая на Монмартре, а затем Монпарнассе, Модильяни написал десятки портретов своих современников: Пабло Пикассо, Хуана Гриса, Жана Кокто, Макса Жакоба, Диего Риверы; своих патронов и диллеров: Поля Гильома и четы Зборовских. Близкие друзья Амедео, художники: Кислинг, Цадкин и Липщиц жили рядом, и часто становились героями его портретов. Несмотря на влияние "сезанистов" и "кубистов", Амедео остался верен своей вполне реалистичной манере живописи, и не особо был жалован критиками и поэтами.
Тяга художника к скульптуре позже нашла отражение и в его "двухмерных" работах, развилась в отличный изобразительный стиль. Модильяни тонко конструировал образы, уделяя внимание моде, и характерным чертам своих персонажей в эпоху глобальных изменений. Таковы и его женщины. Эмансипированные обнаженные уверено смотрят в глаза зрителя. Впервые выставленные в 1917 году на единственной персональной выставке художника, эти картины были подвергнуты критике и обвинены в "непристойности".
Всего на выставке в Тейт Модерн представлено около 100 работ из музейных и частных коллекций. Это самая масштабная ретроспективная выставка автора когда-либо проходившая в Великобритании. На выставке рекомендую воспользоваться возможностью виртуального тура по мастерской художника, а также посмотреть редкие документальные кадры о жизни богемы Парижа в начале 20-го века.
Королевская академия художеств, до 3 января
Выставкой Dalí/Duchamp Королевская академия художеств констатирует тот факт, что Сальвадор Дали и Марсель Дюшан не просто знали друг друга, а были близкими друзьями. Что могло связывать две "полярности" помимо любви к игре в шахматы? Оба художника любили оптические и игровые эффекты, игру смыслов, эротизм и чувственность. И если сюрреалист Дали обожал публичные действа, был мастером эпатажа, боготворил деньги и превращал в искусство себя и свое отношение к жизни, дадаист Дюшан – дал себе просто право называть искусством то, что он выбирал.
Дюшан часто гостил у Дали и Галы в Кадакасе, в Каталонии, о чем свидетельствуют редкие фотографии. Три раздела выставки: "Личности", "Тело и объект" и "Эксперименты с реальностью" проводят параллели, демонстрируют творческую связь двух гениев. Среди 80 работ: картины, скульптуры, объекты, представленные Музеем Дали (Флорида) и Фондом Галы и Сальвадора Дали, а также Ассоциацией Дюшана.
Весьма занимательны короткометражные фильмы в последнем зале выставки, с кадрами из "Головокружительного ужина" Дали.
Художественная галерея культурного центра Барбикан, до 28 января
Личность Баскии формировалась в период, когда культурный ренессанс Нью-Йорка достиг своего апогея. Поколение молодых творческих личностей в конце 70-х, начале 80-х годов протестовало против консервативного общества "с 9 до 5".
Творчество было универсальным и демократичным: диджеи вывели музыку на новый уровень звуковой эклектики; художники – Жан-Мишель Баския, Кит Харинг, Кенни Шарф и Дэвид Войнарович, культивировали новые формы искусства, вдохновленного граффити. Баския рисовал собственной кровью, делал коллажи из бейсбольных карточек и открыток, расписывал стены, одежду и холсты.
Жан-Мишель активно сотрудничал с другими художниками, включая Энди Уорхола, Франческо Клементе, снимался в кино с Дебби Харри из группы Блонди, создал муралы и инсталляции для известных ночных клубов Нью-Йорка, выпустил хип-хоп альбом, появлялся в телешоу О'Брайена и сам экспериментировал в создании музыки с группой Грей. На выставке Basquiat: Boom for real в Барбикан экспонируются редкие фото и видео, архивные материалы целой эпохи нью-йоркского арта, связанные с жизнью одного героя.
Tate Modern Gallery, до 21 января
В 1993 году Рэйчел Уайтрид стала первой женщиной, которая была удостоена ежегодной премии Тернера. Художник обладает редким качеством визуализировать невидимое. Ее работа "Дом" представляла собой особняк в викторианском стиле, созданный путем заполнения пустот реального здания бетоном. Масштабная скульптура так и демонстрировалась по конкретному адресу в Лондоне, вызывая противоречивые отзывы у соседей, вплоть до ее демонтажа.
Скульптор работает с гипсом, бетоном, полимерами, резиной и металлами. Минимализм автора всегда "очеловечен", все ее объекты: матрасы, подушки, стулья имеют "интимное" физическое отношение к человеческому телу. За видимой простотой спрятана смысловая история, или игра с воображением зрителя.
На выставке в Тейт Модерн представлены лучшие работы скульптора за 25 лет её творчества, среди которых "Без названия" (100 пространств) 1995 года и "Без названия" (Ступени) 2001 года, а также новые произведения, которые ранее не выставлялись. Перед посещением выставки рекомендую на сайте Tate Modern Gallery посмотреть мастер-класс от художника и потренироваться в создании лампочки из штукатурки.
Читайте также:
5 книг, которые стоит подарить на Новый год (или оставить себе)