В ювелирном музее Виченцы до 2020 года открыта выставка редких украшений. На ней побывала Татьяна Соловей.
Тиара из железа со стальными камеями датирована 1820-м, но кажется экспериментом в духе Маржелы. Все дело в эффектном контрасте бедных материалов и филигранной работы. Головной убор Принцессы Марианны Прусской был изготовлен в 1820-м в разгар Наполеоновских войн. Она предложила состоятельным женщинам помочь стране – пожертвовать фамильное золото в пользу армии – и подала пример. Чтобы поощрить процесс обмена, взамен патриоткам выдавались украшения из железа с гравировкой "Я отдала золото за железо" или "В обмен на благосостояние Отечества". Украшения аккумулировали память в металле. Традиция продлилась до 20 века: во время Первой Мировой женщины, которые помогали фронту, носили кольца с аналогичными гравировками.
Открытый в 2014 Museo del Gioiello в Виченце – редкий тип музея, посвященного украшениям. В экспозиции можно увидеть много вещей редких и культовых. В таком количестве даже профильным журналистам светит встретить их скорее в альбомах, нежели в живом собрании. Патриотические броши Cartier, выпущенные к захвату и освобождению Франции, титановые серьги-цветы JAR, гигантский браслет художницы Луизы Буржуа, кардинальские перстни с огромным аметистом – наряду с украшениями высокого классицизма, ар-нуво, ар-деко и племенных украшений со всего мира.
В Виченце, где минимум 10% жителей задействовано в ювелирной отрасли, такому музею самое место. В археологических раскопках на территории города находились фибулы из бронзы с датой производства до н.э., первые гильдии золотарей появились в 1339-м. Музей расквартирован в палладианской базилике, которая находится на центральной площади города в "золотом квартале". На нижних этажах здания до сих пор расположены магазины местных мастеров, чьи украшения встречаются в основной экспозиции. Открытие Музея финансировала Italian Exhibition Group – устроитель профильной ювелирной выставки Vicenzaoro, который дальновидно инвестируют в имидж негласной ювелирной столицы Италии и ожидают очередного ювелирного Ренессанса. Недавний случился в 1970-х – тогда союз машинного и ручного производства дал потрясающие результаты. Здесь до сих пор производятся лучшие ювелирные цепи, и размешают свои заказы компании от Gucci до Hermès.
Ювелирным парадом в Музее командует Альба Капельери – профессор, преподаватель курса ювелирного дизайна в Миланском техническом университете, куратор и автор нескольких книг об украшениях. Альба декларирует, что в драгоценностях ее более всего интересует "дух времени". "В прошлом у всех украшений была функция – у пуговиц, запонок, фибул, пряжек и клипсов. Со временем они стали рассматриваться как бесполезные, но роскошные объекты с декоративной функцией", – говорит Альба. В эпоху Инстаграм-увлеченности, когда об украшениях судят по внешнему виду, она не устает напоминать о забытых системах координат – к примеру, символьной или магической. Смотреть на украшения ее глазами – чистое удовольствие: это исторический детектив, пособие хорошего вкуса и краткий обзор эволюции мастерства. Альба считает, что украшения всегда принадлежали части реальности, которую нужно расшифровывать – чем она занимается в своих выставочных и книжных проектах. Сами выставки, которые открываются каждые два года, она по-книжному называет "Изданиями" -editions. Сейчас идет третья, в ней задействованы 310 украшений, экспозиция будет работать до конца 2020.
Один из любимых объектов Альбы Капельери, который выдержал три переиздания – корона из расположенной на близлежащем холме церкви Святой Марии Монте Берико, покровительницы Виченцы. Корона – дело рук мастера Анжело Марангони, одного из первых ювелиров Венеции (мастерская открыла двери в 1770), гравировку и закрепку камней доверили местным – ателье Michelon e FIgli (их магазин расположен на нижнем этаже базилики). К ней полагается пектораль. Это ассамбляж колец, цепочек, крестов и серег – даров короне от щедрых прихожан, один из объектов – перстень с аметистом (камнем-защитником католической церкви) Папы Льва XIII. Эта пектораль – самая высокая нота метафоры, которую только можно взять: по образцу парадного колье собрана драгоценность для религиозного поклонения. Идеальный пример, как здесь привыкли смотреть на украшения.
Экспозиция музея разделена на девять тематических комнат, отданных на откуп разным кураторам. Есть Символы, Магия, Функция, Красота, Искусство, Мода, Дизайн, Иконы и Будущее – у посетителей есть возможность менять оптику и масштаб исторического охвата. Чичи Мерони, дизайнер и владельца миланского бутика винтажа L’Arabesque, в разделе "Мода" предлагает ввести два новых вида искусств – моду и дизайн. Эксцентричная аристократка, миланезе в шестом поколении, годится на роль их музы. Для иллюстрации архитектуры она взяла разноцветные пластиковые объекты итальянской дизайн-группы Мемфис, танца – броши с фигурками балерин. Моду представляют костюмная бижутерия 50-70-х из ее собственной коллекции – пестрого и очень итальянского собрания. Иная коллекция встречает в разделе "Красоты". Куратор Патриция ди Корробия открыла свою ювелирную шкатулку и показала, как можно легко и непринужденно относиться к драгоценностям даже неприлично ценным вроде клипсов JAR, веселых брошей в виде фигурок животных Van Cleef & Arpels, Tiffany и Cartier 50-х, объемных и броских вещей Bulgari времен "дольче виты". Идея куратора об игре прекрасна, но куда интереснее рассматривать всю выборку – она выглядит идеальным собранием семьи, где хороший вкус бабушки передают внучкам вместе с фамильными перстнями.
В Музее часто можно встретить школьников. Ювелирные украшения – это часть здешнего краеведения. Подростков интересуют вещи неожиданные, какие можно встретить в разделе "Искусство". Украшения сложены по заветам Марселя Дюшама: кораблики из фольги надеваются на золотую нитку и становятся колье, трехмерная композиция из цветных плоскостей составляет кольцо, металлическая скульптора в виде торса – брошью. Все они – из коллекции Мари-Жозе ван дер Хут, владелицы голландской галереи Galerie Marzee и одной из впечатляющих европейских собраний современного ювелирного искусства.