Прогулка по Версалю вдохновила главного ювелира Dior Виктуар де Кастеллан на создание новой коллекции высокого ювелирного искусства Dior à Versailles, côté jardins.
В коллекции из 66 предметов ("О нет, никакого особого смысла в этом нет") Виктуар де Кастеллан представила свою ювелирно-прикладную интерпретацию стиля достопримечательной резиденции французских королей. "Версаль – очень важная тема для Dior, – говорит дизайнер и вспоминает, как Кристиан Диор делал кутюрные платья по мотивам дворцового комплекса "короля-солнца". – Прошлогодняя Dior à Versailles была фантазией на тему того, как блики горящих свечей играют на позолоте дворца. В этом году меня увлекли сад и цветы".
Вот похожее на венок кольцо на два пальца Guirlande de Fleurs. Самое дорогое из всей коллекции колье Trianon Diamant (уже продано за 2 400 000 евро) – с увитой изумрудной зеленью ювелирной рамкой, которую ломают плавные линии цветного лака. Разные серьги Plaisir Champêtre – "не сет, а пара": одно изделие выстроено вокруг крупного сапфира, второе похоже на асимметричную пеструю клумбу. Браслет Bosquet de la Salle de Bal: к резной раковине из горного хрусталя примыкает фантастический букет витых линий и цветов, сложенных из разноцветных камней. Раковина выполнена в редкой технике Métiers d'Art глиптики – резьбы по драгоценным камням, которая отражает "барочное настроение" коллекции и напоминает о скульптурных ансамблях Версаля.
"Сады Версаля симметричны, но я искала асимметрию в живой природе", – рассказывает Виктуар о том, как мысленно путешествовала от Малого Трианона, резиденции Марии-Антуанетты, выдержанной в стиле классицизм, к барочному ландшафтному парку Версаля авторства Андре Ленотра. Его сады стали решающим словом в конкуренции Франции и Англии за господство вкуса и стиля. "Чем сейчас Франция заявляет о себе? Métiers d'Art – редким мастерством, за которым к нам едут со всего мира. Я это знаю, потому что работаю с лучшими" – за словами Виктуар выстраивается длинная история ее собственной фамилии. Здесь и двоюродный дедушка Бони де Кастеллан, денди и близкий друг Луи Картье, и бабушка Сильвия Хеннесси, менявшая украшения по случаю в течение дня. У Виктуар осталось несколько изделий от Сильвии – рубиновое ожерелье и браслет. Последний она поставила на ленту и любит носить как чокер, кольцо из парюры надевает как кулон и сочетает с крупными украшениями с бирюзой 1950-х годов или бижутерией из индийских лавок. "Люблю немыслимые сочетания", – смеется достойная носительница фамилии де Кастеллан.
Обстановка и окружение способствовали тому, что играть с украшениями она начала с детства. Бросать это занятие не намерена – разве что к спонтанности добавилась настойчивость в достижении результата. Но все так же, снизу вверх, она смотрит на украшения: драгоценности в глазах маленькой девочки выглядят огромными – дизайнер обожает крупные коктейльные кольца и браслеты; использует лак ядерного оттенка химической конфеты. В этой "Версальской" коллекции преобладает зеленый – хотя Виктуар умеет работать с фантастически обширным спектром. В начале карьеры в Dior почти 20 лет назад, плотно сотрудничая с тремя мастерскими, де Кастеллан расширила палитру используемых цветов лака до 89 оттенков, чтобы покрывать им крупные вещи из золота. Так она "сдувала буржуазную пыль" с украшений: драгоценности стали легкими и казались бижутерией – и женщины начали носить их даже днем. Тогда же она начала комбинировать драгоценные и полудрагоценные камни, выбирая их не по рангу, а по оттенку и прозрачности, – и так создавать свою ювелирную суперреальность. От этого и ядовитые цветы белладонны, и фонтаны с лабиринтами кустарников Версаля представляешь еще отчетливее. Вот фонтан Нимф, а вот Большой канал – все здесь, в новой Dior à Versailles, côté jardins.
Презентация проходит на кутюрной неделе в Париже. Штаб-квартиру Dior на авеню Монтень по этому случаю украсили декорациями в стиле садов Ленотра. "Я открыла женщинам дверь в профессию. Посмотрите, сколько их сейчас", – говорит Виктуар, пока ищет нужную витрину. В расписании ювелирных презентаций Недели кутюра в Париже женские имена преобладают: это либо самостоятельные ювелиры, либо дизайнеры в крупных Домах. "Когда я начинала делать украшения, на горизонте не было женщин-ювелиров. Мужчины создавали украшения, сидя в офисе. Не было и речи о чувственности драгоценностей. А я хотела найти ювелирный аналог женственности, но без очевидных жестов. Я его нашла в контрасте. Мне нравится, когда смело заявляют о себе и носят яркие, броские вещи. В этом есть маскулинность и даже бравада".
Текст: Татьяна Соловей
Читайте также: