Коллаборации – одно из самых востребованных и интересных явлений в современной модной индустрии. Бренды из разных ниш и с разными целевыми аудиториями объединяются и представляют что-то новое. В Украине одним из пионеров качественных коллабораций стал ювелирный Дом SOVA, который уже шесть лет постоянно сотрудничает с локальными дизайнерами, представляя совместные коллекции украшений. Мы решили рассказать подробнее об этом процессе.
Первое сотрудничество SOVA с украинскими дизайнерами произошло в 2014 году, когда интерес ко всему локальному неуклонно рос. Вместе с брендом LAKE Studio ретейлер представил покупателям сразу две коллекции – одна с жемчугом в нестандартных формах, а вторая в минималистичном и очень лаконичном стиле, с украшениями, имитирующими швейную иглу. Подобный дизайн был достаточно революционным для украинского ювелирного рынка на тот момент. "До этого никто не делал необычные серьги-каффы или серьги-клаймберы, а коллаборация позволила выйти за привычные рамки и попробовать сделать абсолютно новые форматы украшений, – рассказывает Анна Коваль, маркетинг-директор SOVA. – При этом обе коллекции были коммерчески успешными, что позволило команде и дальше развивать это направление работы".
Следующая коллекция состоялась уже в 2018 году – вместе с обувной маркой MARSALA, что делало коллаборацию еще более неожиданной и смелой. Вышла она аккурат накануне Дня всех влюбленных и была посвящена поиску родственной души. Дизайнер Мария Маслий нарисовала очертания человеческих лиц, которые и превратились в минималистичные серьги, браслеты и броши.
"Я всегда хотела попробовать себя в ювелирном деле, несмотря на то что моя основная деятельность связана с обувью, – вспоминает Мария Маслий. – Коллаборация – это всегда про усиление двоих. В объединении и синергии рождаются новые формы и решения. Это очень ценная возможность расширить диапазон своего творчества. В сотрудничестве с SOVA мне удалось реализовать давнюю мечту о создании украшений. В коллаборации бренды могут позволить себе смелость создавать нетипичный для своего ДНК продукт как с точки зрения самого дизайна, так и его подачи. Объединение наших усилий с SOVA – мой любимый опыт работы с другим брендом. Это было так цельно, профессионально и на одной волне, что оставило только самое приятное послевкусие. Наша коллекция была посвящена именно единению и целостности, особенным встречам родственных душ, которые иногда дарит нам путь".
Особенное место в истории коллабораций SOVA принадлежит бренду FROLOV. "Мы сами обратились к Ивану Фролову. У нас была идея создания социально ориентированной коллекции с благотворительной организацией "100 % Життя", которая ведет активную борьбу с ВИЧ и СПИДом в Украине. Нам важно было привлечь в проект дизайнера, способного глубоко понять и вдохновиться социальной миссией коллекции. – вспоминает Анна Коваль. – Бренд FROLOV уже тогда активно работал с социальными проблемами, и выбор был очевиден, а логотип бренда FROLOV – сердце как символ жизни – подсказывал нам, что мы идем в правильном направлении". Вдохновением для создания этой коллекции стали жизнь и творчество Фредди Меркьюри – человека, который умел отдаваться любви на 100 %. Иван Фролов рассказывает: "Исследование сексуальности с разных сторон – это часть ДНК бренда FROLOV, поэтому, когда мы получили предложение сделать коллекцию, которая поможет еще раз обратить внимание на проблемы безопасной любви, то согласились без раздумий. Также нам было важно донести, что сегодня даже с ВИЧ жизнь может быть полноценной и безопасной".
Спустя год команды SOVA и FROLOV объединились снова – в феврале 2020-го вышла их вторая совместная коллекция. Если в первый раз Иван Фролов сделал ставку на агендерность, то в этот раз добавил больше романтичности украшениям. Лицом этой коллекции стала Валерия Караман – украинская модель, которая также известна по съемкам в фильме "Маяк" с Уиллемом Дефо и Робертом Паттинсоном в главных ролях. Эта коллаборация также получилась трехсторонней – часть средств с каждого проданного украшения перечислялась на приобретение быстрых тестов на ВИЧ. По последним данным, с момента старта продаж первой коллекции FOR LOVE было закуплено более 1700 тестов, а благодаря второй – благотворительный фонд сумел приобрести еще 700 мультитестов, которые нужны при диагностике ВИЧ, сифилиса, гепатита B и С.
"Коллаборация с SOVA мне запомнилась прежде всего высочайшим профессионализмом со стороны нашего партнера, – вспоминает Иван Фролов. – Мы работали под девизом "Нет ничего невозможного", что добавляет свободы творческому процессу и вдохновляет выходить за рамки. В итоге эта синергия двух брендов вылилась в целых две коллекции. Я рад, что нам удалось соединить ДНК FROLOV с глобальными ювелирными трендами и коммерческой составляющей. Плюс нужно учитывать, что это была тройная коллаборация и мы должны были еще думать о социальной составляющей проекта. Это сверхзадача, и мне хочется верить, что мы с ней справились по максимуму".
Четвертый бренд, с которым SOVA объединились, – Litkovskaya. Осенью 2019-го они представили коллекцию, главным акцентом которой стал малахит. "Мне с детства запомнился сборник рассказов Бажова "Малахитовая шкатулка", который я очень любила, поэтому малахит стал самым главным акцентом коллекции. В этой коллекции через используемые материалы мне хотелось передать характер хрупкости и силы камня – сильный камень висит на тонких нитях, при этом он чувствует себя уверенно и крепко. Так же и женщина – хрупкая и тонкая, она может быть сильной, волевой, смелой и уверенной", – объясняет свои идеи и ощущения Лиля Литковская, для которой эта работа стала своеобразным исследованием, где она соединяла противоречивые на первый взгляд идеи, чтобы получить визуально лаконичный и простой, но в итоге двойственный результат.
Кстати, для SOVA работа с малахитом стала определенным вызовом, поскольку сейчас этот камень ушел из ювелирных трендов, и бренд шел на определенный риск, строя на нем всю коллекцию. Также были сложности с поиском вставок малахита конкретной формы. "Это оказалось не самой простой историей, так как в свободном доступе малахит идеальных форм и размеров достаточно сложно найти. Лиля – максимальный перфекционист и на 300 % знает, какой результат хочет получить. Это вызывает огромное уважение, и мы понимали, что места компромиссам не будет и нам нужен только консенсус", – вспоминает Анна Коваль.
Будущие планы бренд пока не раскрывает, но уже интригует, что в 2021-м у них будет сразу две коллаборации, первую из которых представят уже в марте. "Мы готовы всех удивлять, – рассказывают в SOVA. – Мы открыты к неожиданным коллаборациям, когда сотрудничество не лежит на поверхности, как это было в случае с MARSALA".
Отдельно стоит рассказать о процессе взаимодействия SOVA с дизайнерами. Так, по словам Анны Коваль, главное – это идея, которая должна быть уникальной, а не просто представлять собой мудборд из Pinterest-картинок. "Иван Фролов и Лиля Литковская начинали коммуникацию с собственных эскизов и мыслей, которые они планируют заложить в украшения. Также очень важно делать предварительный ресерч дизайнерской идеи. Может оказаться так, что кто-то уже придумал это до вас. И к сожалению, тогда мы реализовать ее не сможем". Следующий важный пункт – тайминг. SOVA – это компания с графиком работы, расписанным минимум на год. Касается это и капсульных коллекций, с которыми нередко возникают сложности в практической реализации идей. Отсюда вытекает и следующий пункт работы – технологическая возможность производства. "Очень часто, вдохновившись крупными подиумными statement-украшениями, дизайнеры хотят реализовать подобные идеи с нашим брендом. Но у золота как металла есть ряд объективных ограничений, которые не позволяют воплощать в жизнь все фантазии и идеи, – добавляет Анна Коваль. – Также важно не забывать о стоимости. Работая с объемными и заметными украшениями, уже на этапе утверждения идей важно понимать, какая цена украшения будет на полке. Многие дизайнеры были действительно удивлены, когда просчитывали предложение, и даже не очень массивное украшение могло в итоге стоить свыше 15–20 тысяч гривен. Тогда коммерческий успех уже не становился таким очевидным, к сожалению".
Еще одна важная составляющая эффективного сотрудничества – совместное продвижение коллекции. "Коллаборация предполагает совместную поддержку и продвижение коллекции. Чаще всего почти весь груз финансирования коллекции (cоздание и продвижение) лежит на плечах SOVA, – рассказывают в бренде. – Мы это отлично понимаем и сознательно идем на такие риски, так как искренне верим в успешность сотрудничества. Но от другого бренда мы всегда ожидаем помощи в создании контента, pr-сопровождении, оформлении коллекции в магазине, договоренностях с подрядчиками и присутствия на ивентах, посвященных этой коллекции".
"Коллаборация не заканчивается в момент создания образцов коллекции – можно сказать, что в этот момент она только начинается, так как впереди нас ждут огромные совместные усилия, чтобы сделать это сотрудничество успешным", – подытоживают в SOVA и заставляют с нетерпением ждать их следующих коллекций с лучшими украинскими брендами.