"Мы не можем сказать "нет" Карлу Лагерфельду, – улыбается Родольф Моколен, директор ателье, в котором создают сумки Chanel. – На все про все у нас есть четыре недели. Для дефиле все должно быть готово в срок". Получив эскиз с рисунком модели в наряде и с сумкой, дополненный замечаниями кутюрье и образцом ткани, креативный отдел ателье принимается за работу. Определить размер и изготовить черновой вариант аксессуара из кожзаменителя или текстиля – задача первая, не самая сложная.
Намного больше сил команде нужно, чтобы за это короткое время подобрать соответствующие замыслу варианты материалов, декора и фурнитуры, которую в Доме принято называть bag jewellery ("украшениями сумки"). Камнями, жемчужинами и пайетками детали сумок вручную расшивают в ателье Lesage. Несмотря на сложности, успеть в срок нужно по-прежнему за месяц. Наконец, после трех-пяти согласований утвержденный студией прототип становится частью новой коллекции.
В бутике сумки, показанные на шоу, могут быть представлены в нескольких цветах. В вопросе выбора цвета многие марки следуют рекомендациям маркетологов, но в Chanel решение о том, какие именно варианты сумок запустятся в производство, принимает Карл Лагерфельд. "Отсутствие пиетета и немного чувства юмора – вот что нужно для того, чтобы легенда оставалась актуальной", – убежден кутюрье. Его творческая неутомимость задает ритм – новую модель сумки в ателье создают каждый день. В этом году темп ускорится: к шести коллекциям prêt-à-porter и двум Haute Couture добавятся еще две регулярные – летняя Coco Beach ("Коко на пляже") и зимняя Coco Neige ("Коко в горах").
Пока креативный отдел превращает мечты в реальность, остальные сотрудники ателье работают над тем, чтобы эта реальность выглядела фантастически. Каждый лоскут кожи и отрез твида, каждая металлическая деталь проходит проверку на стойкость, износ и влагоустойчивость. "Выживают" лучшие. Детали, прошедшие испытания, готовы к новым этапам – раскрою, плоской и объемной сборке, а также добавлению bag jewellery. Во избежание ошибок во всех залах ателье установили одинаковые лампы дневного света.
Создание сумки Chanel, в зависимости от модели, требует от 180 до 300 операций, большинство из которых выполняется вручную. Раскроенные лазером детали из мягкой кожи ягненка или теленка выравнивают по толщине, а их края делают более тонкими, чтобы избежать уплотнений на месте будущих швов. "Погрешность в 0,5 см – а для некоторых моделей и в 1 мм – может привести к тому, что на последнем этапе части изделия не совпадут", – объясняет Родольф Моколен. Мастерство каждого работника шлифуется годами, поэтому такие случаи происходят крайне редко.
Подобная ювелирная точность – наследие Коко Шанель. К сумкам мадемуазель предъявляла те же требования, что и к одежде: в них не должно быть изнаночных швов. До того как стать одним целым, существуют две сумки – внешняя и внутренняя. Элементы каждой мастера сшивают таким образом, чтобы при соединении на виду осталась только лицевая сторона – как снаружи, так и внутри.
Сумку Chanel ждет долгая жизнь. Если спустя годы владелица захочет обновить подкладку или фурнитуру, отдельная команда в ателье готова провести реновацию. Сюда бутики со всего мира присылают сумки клиентов для замены износившихся частей. Поразительно, но в этом отделе лишь четверо сотрудников. "Это тоже многое говорит о нашем качестве", – замечает Родольф Моколен.
В последнем зале ателье от восхищения замрет сердце самых стойких. Сюда попадают все готовые сумки. Каждую на соответствие стандартам Дома проверяют еще раз. Пройдя последнее испытание, сумка Chanel получает уникальный номер – и отправляется навстречу будущей хозяйке.
Текст: Наталья Гузенко