RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

5 фактов про художника Обри Бердслея, о которых вы не знали

09 мая 2020

Декадент и денди, меломан и библиофил, провокатор и гениальный график – как только не называют  английского художника Обри Бердслея. Это весной в лондонском музее Tate Modern должна была пройти его большая ретроспектива, но из-за карантина ее перенесли в онлайн. Погрузиться в эстетский мир Бердслея, а также мифов о нем можно на сайте музея (не поленитесь послушать лаконичную кураторскую экскурсию), а Vogue.ua тем временем рассказывает, что нужно знать о самом модном художнике 19 века.

Aubrey Beardsley 1893, автор Фредерик Эванс (Wilson Centre for Photography (London, UK))
Его карьера длилась всего 7 лет

В семь лет Обри Бердслею поставили диагноз туберкулез. Он умер в 25, но прожил  яркую и насыщенную жизнь: успел поработать клерком, продавая страховку от пожара обеспеченным англичанам; войти в историю благодаря иллюстрациям к пьесе "Саломея" Оскара Уайльда, попасть в парочку скандалов, и свести с ума чопорных викторианских цензоров своими откровенными рисунками, которые им приходилось рассматривать с лупой.

Two Athenian Women in Distress 1896, Обри Бердслей (Victoria and Albert Museum)

"Я думаю, болезнь была одновременно и движущей силой для него", – говорит куратор выставки в Tate Modern Кэролайн Корбо-Парсонс. Современники так писали о художнике: "У него была фатальная скорость жизни, характерная для тех, кто знал, что умрет молодым". Художник успел создать более тысячи иллюстраций: это и дизайн афиш, и театральные программки, книжные иллюстрации, обложки журналов. Он рисовал все – от сказок с участием драконов и рыцарей до откровенных сцен о сексе и разврате.  При этом художественная карьера Бердсли длилась чуть менее семи лет, с 1891 по1898 года. Когда ему было 18 лет, он познакомился с художником Эдвардом Берн-Джонсом, которым он глубоко восхищался. Увидев портфолио Бердслея, Берн-Джонс ответил: «Я редко или никогда не советую кому-либо заниматься искусством как профессией, но в вашем случае я больше ничего не могу сделать». По его рекомендации Бердслей недолго посещал занятия в Вестминстерской школе искусства – это было его единственное художественное образование.

The Fat Woman 1894, Обри Бердслей (© Tate)
Обри Бердслей был денди

"Я простудился, выйдя без кисточки на своей трости", – писал в своих дневниках Бердслей, блистая фирменным английским юмором. Художник любил славу и признание и, несомненно, был денди. Остроумный, высокий, «безупречно чистый и ухоженный» – так описывали его современники. Он одевался также утонченно, как и герои на его графических работах: любил носить голубовато-серые костюмы, шелковые платки и шапки и длинные желтые перчатки. Дендизм в конце 19 века был неотъемлемой частью декадентской "веры", а болезненная худоба и хрупкая внешность делали Обри идеальным декадентом своего времени.  При этом его работы говорят о его прогрессивном отношении к сексуальной свободе и гендеру. В классическом смысле денди – это мужчина, который тратит часы своей жизни на завязывание галстука, но дендизм не только про одежду, но про образ жизни и мышления. "Быть денди – это значит переосмыслить свою личность", – говорит куратор и историк искусства Стивен Каллоуэй, и с этим Бердслей справился на отлично.

Self-Portrait 1892, Обри Бердслей, British Museum
... и умел видеть эстетику в уродстве и наоборот

Обри Бердслей шокировал и восхищал поздневикторианский Лондон своими утонченными черно-белыми рисунками. Он исследовал эротическое и элегантное, юмористическое и гротескное. "С одной стороны, красоты его линий соблазняет вас и сводит с ума, но с другой – вы замечаете на его работах какие-то странные, иногда чудовищные детали. Что, конечно, наводило немало шума среди его современников. Чем больше вы смотрите на его работы, тем больше вы видите", – говорит куратор Кэролайн Корбо-Парсонс. 

Messalina and her Companion 1895, Обри Бердслей (Tate)

Так в эстетских иллюстрациях, где изображен светский раут, внезапно появляется огромный паук, или фаллос (часто повторяющийся образ у художника); а на другой работе замечаешь, как неестественно надут у живот у эффектной дамы в боа. В конце 19 века Бердслей стал первым художником, кто так эстетски смешал красоту с уродливым, возведя этот образ в ранг высшего искусства. "Викторианцы были людьми со строгим моральным кодексом. Чопорные, если хотите. Но Бердслея вообще не волновало мнение эстеблишмента – и ему нравилось, что у него была дурная слава", – рассказывает куратор выставки.

Enter Herodias 1893, (опубликовано 1907), частная коллекция

В 1894 году Бердслей завершил свою самую знаменитую работу – иллюстрации к пьесе "Саломея" Оскара Уайльда. На одной из самых растиражированных работ в серии Бердслей изображает, как Саломея собирается поцеловать отрубленную голову Иоанна. Вся серия в целом исследует чувственность и сексуальность. Оскар Уайльд и его издатель Джон Лейн были в восторге, публикация произвела сенсацию. При этом работы подверглись цензуре издателя: есть воспоминания современников о том, как тот рассматривал их под лупой, перевернутыми вверх ногами, чтобы увидеть все непристойности. При этом очень много откровенных вещей Джон Лейн все-таки пропустил к публикации.

Выпускал скандально известный журнал «Жёлтая книга»

В 1894 году Бердслей стал художественным редактором The Yellow Book, журнала, который стал символом декаденства. Это был по-настоящему модный, ироничный и рискованный журнал. В нем не было рекламы, в противовес массовым изданиям того времени, а название отсылало к популярным французским «эротических» романом в желтых обложках.. На обложке была иллюстрация, созданная Бердслеем: пышнотелая дама в маске с хищной улыбкой на лице. В журнале публиковались авангардные писатели, поэты и художники.

Обложка журнала "Желтая книга", 1894 (Tate)

Но стремительный успех журнала и его художественного редактора был недолгим. В 1895 году Оскар Уайльд был осужден за сексуальные отношения с мужчинами и оказался в тюрьме. Когда скандал разразился по всему Лондону, негативная реакция отразилась и на журнале. В общественном сознании Бердслей уже был связан с Уайльдом из-за иллюстраций к "Саломее". Когда Уайльда видели при его аресте с желтой книгой (на самом деле это был французский роман, а не желтая книга), это сыграло свою роль. Возмущенные толпы разбили окна издательства. а издатель Джон Лейн, уволил Бердслея из его же, по сути, журнала.

Мы на самом деле мало знаем о его личной жизни

Из писем Бердслея известно, что его привлекали проститутки, говорит куратор выставки, но о его сексуальности известно немного. Тем не менее, художник часто показывал однополое влечение и гендерную флюидность в своих работах, что было редкостью для викторианского периода. Например, одна из самых важных в этом смысле работ – Black Coffee. Мы видим двух женщин, сидящих рядом друг с другом. Женщина в черном прячет руки, возможно, прикрывая руку своей спутницы, которая также лежит у нее на коленях. Прическа другой дамы напоминает дьявольские рога, еще один намек современникам на их «греховное» поведение. Хотя многие люди, увидевшие эту иллюстрацию в то время, были бы шокированы проявлением однополых отношений, у художника нет чувства суждения. Это лишь одна из многих иллюстраций Бердслея, на которых изображены смелые и свободные героини.

Black Coffee 1895, Обри Бердслей (Harvard Art Museums/Fogg Museum, Bequest of Scofield Thayer.)

По материалам tate.org.uk

Фото: © Tate

искусство ·

Еще в разделе Vogue Man

Популярное