25 и 26 апреля на сцене театра Франка самый известный украинский хореограф Раду Поклитару представит балет "Вверх по реке" по мотивам "Загадочной истории Бенджамина Баттона" Фицджеральда. На репетицию Раду пригласил команду Vogue.ua.

Фрэнсис Скотт Фицджеральд опубликовал рассказ "Загадочная история Бенджамина Баттона" в 1922 году в популярном журнале Collier's Weekly. Его герой Бенджамин живет задом наперед – он родился 80-летним дряблым стариком, и в течение жизни не стареет, как все люди, а молодеет. Ходили слухи, что на эту историю Фицджеральда вдохновила известная фраза Марка Твена о том, что "жизнь была бы куда интереснее, если бы мы рождались старыми, и все время молодели". Рассказ 26-летнего Фицджеральда – на то время уже популярного писателя, колумниста и персонажа светской хроники, стал настоящим хитом 1920-х годов; в течение всего ХХ-го века его не раз хотели экранизировать – попытки предпринимали Стивен Спилберг и Рон Ховард, но только в 2008 году рассказ получил киновоплощение благодаря режиссеру Дэвиду Финчеру. Бенджамина Баттона сыграл Брэд Питт, один из любимых актеров Финчера, и большая часть 150-тимиллионного бюджета ушла на грим и спецэффекты. В 2017 году к истории о человеке, который проживает жизнь задом наперед, обращается хореограф Раду Поклитару: у него нет голливудского бюджета на спецэффекты, но зато есть талантливая труппа театра "Киев модерн-балет", которая превращает известный рассказ Фицджеральда в увлекательный современный спектакль.
"Я придумал этот спектакль прошлым летом в Голландии, – говорит Поклитару. – Я люблю отдыхать в Схевенингене на северном море: все туристы в это время едут в теплую Испанию или Италию, а я – к холодному северному морю. В это время там пустынно и думается отлично. Там я придумал "Жизель" (предыдущая премьера театра "Киев модерн-балет"), там же понял, что было бы интересно поставить спектакль о времени, которое течет вспять". Поклитару репетирует спектакль уже второй месяц и говорит, что намеренно не перечитывает рассказ Фицджеральда – чтобы первоисточник не влиял на него. "Меня не интересует хореографический подстрочник", – объясняет Раду.
Подстрочника и не получится: слишком разные у литературы и танца средства выразительности. В своем фильме "Загадочная история Бенджамина Баттона" Финчер сделала ставку на сложный реалистичный грим: Брэд Питт проводил в креселе гримера по пять часов, чтобы из мужчины среднего возраста сначала превратится в дряхлого старика, а потом – в младенца. У Поклитару другие ресурсы – экспрессия его артистов. Главную партию танцуют ведущие солисты "Киев модерн-балета" Дмитрий Кондратюк и Андрей Чаплик. Грим и спецэффекты им не нужны: на репетиции жарко от их страстей. В первой сцене (рождение Бенджамина Баттона) артисты трогательно проживают шок своего героя, который осознает себя стариком, тревожно осматривают свое тело, испуганно озираются по сторонам – и история, которую знает каждый зритель благодаря фильму Дэвида Финчера, у Раду обретает новый, трогательный, человечный смысл.
Спектакль Раду называется "Вверх по реке" – он ушел от названия рассказа Фицджеральда намеренно, чтобы не программировать зрителя. Балет поставлен на музыку современного украинского композитора Александра Родина – "замечательный струнный квартет", говорит Раду. Вместе с премьерой балета "Вверх по реке" театр покажет еще одну новинку – балет "Вариации жизни" на музыку Шнитке, Рихтера, Перселла, который ставит солистка театра Анна Герус. Для Герус, которая год назад станцевала Жизель в одноименной постановке Раду, это дебют в качестве самостоятельного режиссера и хореографа.
Фото: Алина Красиева
Читайте также: