Мужской тренд: мода на винтажные часы
О тренде на винтажные часы и устойчивом коммерческом спросе на них рассказал коллекционер и президент компании Crystal Group Ukraine Дмитрий Бердянский.
"Что делаю? Играю с часами, приходи в гости" – так однажды пригласил меня к себе Жан-Клод Бивер, страстный коллекционер, ранее президент часовой мануфактуры Hublot, а теперь – TAG Heuer. Его игра с коллекционными винтажными часами заключалась в том, что он брал увеличительное стекло, открывал корпус, рассматривал механизм и наслаждался тем, как он сделан.

Настоящие коллекционеры не носят винтажных часов: для них главное – ими обладать. При носке корпус редких экземпляров можно поцарапать, можно разбить стекло. Даже полировка снижает их стоимость, не говоря уже о ремонте.

Большая часть винтажных часов в магазинах и у сомнительных дилеров – неоригинальны. Это модели, в которых поменяли корпус, стрелки или детали на фирменные, но более позднего года выпуска, – или изготовили их на заказ. Подобный ремонт заметен лишь профессионалам, но именно он не позволяет говорить о 100-процентной оригинальности часов. Поэтому, прежде чем покупать винтажные часы (я считаю таковыми модели возраста от 30 до 60 лет), стоит тщательно изучить вопрос.

Настоящим коллекционерам интересен небольшой сегмент часов, главные критерии отбора для них – марка, состояние изделия и механизм. К примеру, часы малоизвестной мануфактуры Universal Genève могут стоить до 100 тысяч евро – из-за редкого калибра и ограниченной серии выпуска. А модель 1980‑х годов Rolex Daytona с фарфоровым циферблатом и бриллиантами – 200 тысяч против 10 тысяч 30 лет назад. Сейчас таких Rolex осталось всего три: одни у меня, еще двое – у семьи, приближенной к итальянскому автомобильному клану Аньелли. Все куплены на аукционах.

В аукционных торгах я участвую больше десяти лет и убедился, что на этом рынке может создаваться искусственный ажиотаж. Сами мануфактуры заинтересованы в этом: по сути, это реклама вневременной ценности их изделий и создание искусственного дефицита. К примеру, Patek Philippe с 1975 года покупает свои культовые хронографы с вечным календарем. Если они выставят на продажу свою коллекцию, цена на эти часы упадет в четыре раза.
Мне встречались разные коллекционеры. Для кого-то важна документация и оригинальная коробка как доказательство аутентичности. Для кого-то – качество механизма, а состояние корпуса значения не имеет.

Кто-то ищет Rolex Paul Newman Daytona, причем покупает их в среднем состоянии, ремонтирует и уверяет окружающих, что часы обошлись втрое дороже. Кто-то считает, что купить костюмные винтажные часы можно дешевле, чем оригиналы. Такое мнение ошибочно. Нужно учитывать то, что ценность 1 000 долларов сегодня и 20 лет назад – разная. Если кто-то намерен купить часы за 2 000–4 000 евро и собирается их носить, то нужно помнить о проблемах с ремонтом, которые обязательно возникнут. Разумеется, не стоит забывать и об эстетике: винтажные часы – это модели с корпусом 33–36 мм, тогда как сейчас самый распространенный мужской размер – 42 мм.

Мой совет – присмотреться к новым авангардным брендам, которые создают исключительные вещи. К примеру, произведения Ришара Милля – талантливого часовщика, блистательного маркетолога и дизайнера. Его модель хронографа с турбийоном Richard Mille RM 008 2004 года выпуска стоила около 200 тысяч евро, сегодня уже вдвое дороже.

В ноябре 2015 года на женевском аукционе Phillips одна из первых моделей F. P. Journe Tourbillon Souverain в платиновом корпусе диаметром 38 мм ушла за 200 тысяч евро, тогда как в 1999‑м они стоили 60 тысяч. Стоит обратить внимание на бренд MB&F гениального маркетолога Максимилиана Бюссера: я считаю, что в этом году он выпустил настоящую коллекционную модель в соавторстве с выдающимся часовщиком Аланом Зильберштейном, который, увы, закрыл свой бренд 11 лет назад.

Не нужно также забывать, что часы могут иметь эмоциональную ценность, которая иногда важнее реальной. Часы Panerai лимитированной серии с корпусом из черной PVD-керамики, в которых я принимал роды у жены, для меня более ценны, чем, к примеру, номинально более дорогие Harry Winston Opus V, созданные часовщиком Феликсом Баумгартнером специально для меня: в серии было 45 моделей, мои сделаны вне серии с персональной гравировкой.

Читайте также: