До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Журнал: интервью с Ириной Данилевской

В марте Ukrainian Fashion Week пройдет в новом формате: к традиционным показам в "Мистецькому Арсеналі" добавятся презентации, выставки и шоу за пределами основной площадки – им будут посвящены специальные дни. С главой оргкомитета UFW Ириной Данилевской встретилась Маша Цуканова

Мне сегодня сказали: "Не все же, как вы, – в украинских дизайнерах с ног до головы". И я думаю: "Сейчас придет главный редактор Vogue, а в чем я? Так, на мне свитер Ларисы Лобановой, украшения Валерии Ковальской, юбка Лилии Пустовит. Можно, конечно, надеть еще ботинки Кристины Бобковой, чтобы уж совсем. Ну ладно, думаю, в итальянских останусь"", – смеется глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week Ирина Данилевская, встречая меня в своем офисе.

Платье из вискозы, Lake, осень-зима – 2011/2012; плащ из шелка, Lake, осень-зима – 2014/2015; шляпа из шерсти, Dolce & Gabbana; перчатки из кожи, ArtemKlimchuk; браслеты из металла, Rosantica
Платье из вискозы, Lake, осень-зима – 2011/2012; плащ из шелка, Lake, осень-зима – 2014/2015; шляпа из шерсти, Dolce & Gabbana; перчатки из кожи, ArtemKlimchuk; браслеты из металла, Rosantica

99 % ее гардероба – это украинская мода. Тут проще, пожалуй, начать от обратного – что неукраинское она позволяет себе надеть: пальто Max Mara, смокинг Saint Laurent, джинсы Tommy Hilfiger, платье Michael Kors, белье и обувь – вот и весь сказ. В остальном Ирина – абсолютный патриот дизайнеров, с которыми работает. Сильные и слабые места в коллекциях каждого знает и как глава оргкомитета UFW, и как клиентка: "За пальто нужно идти к Лилии Литковской, за туфлями и дорожными сумками – к Виктории Гресь, за дневными сумками – к Lake, за платьями – к Лилии Пустовит, а лучшие мужские джинсы делает Алексей Залевский – все мужчины в нашей команде только их и носят".

Впрочем, украинская мода – это еще и 99 % ее жизни. Данилевская основала Ukrainian Fashion Week и 17 лет подряд руководит мероприятием. Два раза в год она проводит UFW, летом – Holiday Fashion Week и конкурс молодых дизайнеров "Взгляд в будущее", осенью – вручение премий Best Fashion Awards, а весной – Ukrainian Fashion Games, неформальные показы, чаще всего за границей. И множество дополнительных проектов. Скажем, в прошлом году прошла уже вторая биеннале fashion-иллюстрации Imago, которую UFW провела вместе с украинским Vogue и продюсерским центром Дениса Матвиенко. Кроме того, Данилевская читает лекции, консультирует несколько брендов, а команда UFW проводит мероприятия в качестве ивент-агентства. Да, и еще – она замужем за генеральным продюсером UFW, и большинство ее друзей – дизайнеры. Ни путешествия, ни еда – никакие другие радости не заводят Данилевскую так, как ее дело.

Единственное исключение – внуки, которых уже трое. "Когда я вижу, как мой средний внук поднимает ногу, чтобы не наступить на жучка, и понимаю: это потому, что я полгода ему объясняла, что нельзя убивать никого живого, – вот это кайф". Когда нужно одеть внуков, у нее даже проходит профессиональная апатия к магазинам. А в остальном жизнь Ирины Данилевской – это мода, мода и еще раз мода.

"Люди часто не понимают, что такое Ukrainian Fashion Week. Каждый день – это восемь показов, восемь гримерок, минимум 40 мест на бэкстейдже для стилистов и визажистов, а также около 400 человек за кулисами: команда дизайнера + модели + стилисты + визажисты + журналисты. И 4000 человек в зале, в пространстве fashion space, в ресторане и в гардеробе".

UFW она создала почти спонтанно. В девяностые Ирина была главным редактором журнала "Ева" и проводила встречи с читательницами в разных городах. В качестве развлекательной программы на этих вечерах она делала показы украинских дизайнеров, пока в конце концов Сергей Бызов не пошутил: "Что ты возишь нас по стране, как цирк шапито? Пора организовывать мероприятие в Киеве".

"У меня очень мелкое сито, – объясняет Данилевская. – Люди что-то говорят, и им кажется, что это просто разговоры, а я тем временем все внимательно слушаю и анализирую. И это не проходит даром". Ирина была главным редактором журнала, ездила на показы в Париж, знала, как они устроены, – поэтому хорошо представляла, о чем идет речь. Она запросила в парижской Палате высокой моды устав Недели от-кутюр, немного адаптировала его – и в 1997 году состоялась первая UFW: три дня, 13 показов.

Ирина Данилевская

Ирина Данилевская с победителями Best Fashion
Awards 2014 – Сашей Каневским, Юлией Пелипас, Лилией Литковской, Иваном Фроловым и Натальей Каменской
Ирина Данилевская с победителями Best Fashion Awards 2014 – Сашей Каневским, Юлией Пелипас, Лилией Литковской, Иваном Фроловым и Натальей Каменской

Ирина Данилевская на бэкстейдже с Антонио Берарди, после его показа во время Миланской недели моды
Ирина Данилевская на бэкстейдже с Антонио Берарди, после его показа во время Миланской недели моды

"Мелкое сито", "сачок", "параболическая антенна" – в разговоре Ирина то и дело возвращается к своему дару держать нос по ветру. "Мой кабинет выходит в open air, и мои двери всегда открыты. Я все и всех слышу. Иногда я очень неделикатна, могу даже прокомментировать чей-то телефонный разговор. Стараюсь этого не делать, конечно, но иногда просто не получается". "Параболическая антенна" работает все время – поэтому UFW практически каждый сезон немного меняется, у нее появляются новые сателлиты, а у дизайнеров-участников – новые возможности.

"Все журналисты спрашивают: "Чем отличается этот сезон от предыдущего?". Ненавижу этот вопрос. Хочется сказать, что ничем, потому что главное – стабильность. Но это неправда. Все равно отличается, все равно мы каждый раз придумываем что-то новое". В конце девяностых, например, нужно было убедить дизайнеров отшивать коллекции не сезон в сезон, а на полгода вперед, как принято во всем мире. Байеров тогда было мало, и закупки для магазинов аргументом не были. Данилевская решила убеждать дизайнеров с помощью глянца: "Ты пойми, журнал готовят за несколько месяцев до выхода в печать. Пока сошьешь, пока тебя снимут, пока журнал напечатают – как раз к началу следующего сезона материал выйдет". Это сработало.

Затем она сделала конкурс "Взгляд в будущее" и показы для начинающих дизайнеров "Новые имена". А потом посмотрела на Лилию Литковскую: с одной стороны, Лилия уже не была новым именем, а с другой – для ее бизнеса на тот момент большое шоу было бы неоправданным. И Данилевская придумала следующую ступеньку – показы Fresh Fashion, которые недавно переросли в целый New Generation Day в рамках UFW.

Из незадавшегося совместного летнего проекта с Московской неделей моды у нее выросла полнокровная Holiday Fashion Week в Одессе. А желание Ирины "чтобы между показами не толпились у двери" привело к тому, что каждый сезон на время UFW украинские дизайнеры украшают "Мистецький Арсенал" инсталляциями на грани моды и искусства. Сейчас это любимое детище Ирины Данилевской, и она лично с каждым дизайнером занимается этими проектами.

Этой весной – опять новые порядки. Вместо привычных пяти дней UFW продлится целых восемь. "Для хороших мероприятий часто не хватало удобного времени. Если в "Мистецькому Арсеналі" в это время шли показы, было понятно, что они перетянут на себя все внимание. Добавив три дня к Неделе моды, мы сделали события на других площадках равноправными членами программы. Мы больше не ставим в неудобное положение дизайнеров с отдельными шоу". Дополнительные дни UFW будут насыщенными – каждый день по четыре события: несколько презентаций в бутиках, где представлены украинские дизайнеры, а также несколько показов, две выставки и два воркшопа.

"Ирина Данилевская – больше чем глава оргкомитета Ukrainian Fashion Week. В Украине она одна из немногих, для кого мода – не просто работа, а миссия", – говорит Лилия Пустовит, которая проводит на UFW свои показы с самого старта в 1997-м и по сей год.

Реклама
"Я хочу из страны без модной истории, без модных традиций сделать модную страну"

"Моя заслуга в том, что я провожу UFW 17 лет подряд, и она пережила четырех президентов, две революции и 122 экономических кризиса, – говорит Данилевская. – Потому что только стабильность может дать дизайнеру – человеку сомневающемуся, не чувствующему перспективу, – уверенность и надежду, что он будет востребован, что его поймут, оценят и полюбят. Потому что для творческого человека ничего важнее стабильности нет. Посадить его рисовать и отшивать коллекцию можно, только если он твердо знает, что в январе он снимает лукбук, в феврале едет на выставку, в начале марта – в Париж в шоу-рум, а в середине марта у него показ на UFW. Ukrainian Fashion Week – это стабильность и системность. Сложно было в немодной стране организовать и привить европейскую систему работы fashion-брендов".

Есть много функций, несвойственных неделям моды, которые выполняет Ukrainian Fashion Week. Данилевская дает советы дизайнерам, с которыми работает, доходя до многочасовых консультаций, – и не берет за это денег. Она подталкивает их отправляться в Европу. В 2009 году Ирина сделала "Украинскую платформу" на выставке Who’s Next в Париже, потом несколько лет помогала украинским дизайнерам ездить в Милан на выставки в штаб-квартире Milano Moda Donna и White, а в 2013 году организовала показ нескольких дизайнеров на "Днях Украины в Лондоне".

"У UFW в нашей стране все-таки есть некая миссия. Когда-то, в самом начале, мне показалось, что мы действительно отвечаем не только за организацию самой Недели моды, которая является частью большого бизнеса. Был момент, когда в стране все только начиналось, когда все, что ты делал, ты делал впервые. И многое удавалось, потому что никто не знал, как это сложно на самом деле. Тогда у меня впервые появилось чувство, что если я хочу из страны без модной истории, без модных традиций сделать модную страну, то одними показами на подиуме не ограничишься".

Она признается, что чувствует себя ответственной не только перед 40 дизайнерами, но и перед страной. И вспоминает, что добрых пять лет ей пришлось уговаривать журналистов начать брать у украинских дизайнеров интервью, звать их на телевидение и прислушиваться к их мнению по разным вопросам. Ирина, которой в этом году исполняется 51 год и которая регулярно входит в рейтинг самых влиятельных женщин Украины, рассказывает о своей битве за внимание к украинским дизайнерам, напоминая взволнованного октябренка на приеме в пионеры: подбородок высоко поднят, глаза блестят, звонкий голос чеканит слова. А я улыбаюсь. Помню, как это было: я работала тогда совсем в другом журнале с совсем другой читательской аудиторией, который об украинских дизайнерах не писал и писать не собирался, но каждый раз, когда мы встречались, Данилевская снова и снова принималась убеждать меня, что это отличная тема и нашим читателям понравится. Она просто не знала устали. Ответ "нет" ее не устраивал.

Я спрашиваю, когда она осознала, что украинская мода – ее личное дело. "Наверное, когда начались разговоры о том, что можно не проводить UFW или конкурс молодых дизайнеров. Я пришла к другу просить инвестиции, а он спросил: "Почему ты обязана делать этот конкурс? Я могу тебе дать денег, но не дам". Я поняла, что должна его сделать. И дело не в том, что это я такая хорошая, а в том, что в этой стране все так происходит. Кто-то говорит, что будет делать Неделю моды, – и делает". И вот теперь Данилевскую зовут выступать в Министерстве иностранных дел – просят рассказать чиновникам, как украинская мода может презентовать страну в мире.

Ирина Данилевская в специальной съемке
одежды  украинских дизайнеров для fashionweek.ua, 2014
Ирина Данилевская в специальной съемке одежды украинских дизайнеров для fashionweek.ua, 2014

Впрочем, выражение "украинская мода – ее личное дело" – не совсем точное. В случае с Ириной это, конечно, семейное дело. Ее муж Владимир Нечипорук – генеральный продюсер UFW. "У нас есть такая шутка. Когда мы в офисе, смотрим на часы: если уже есть 19:00, то я могу его целовать", – говорит Данилевская. Они работают вместе почти всю жизнь: еще когда она была редактором "Евы", попросила Нечипорука стать издателем журнала – так и повелось.

В семейном деле есть свои минусы: из-за бытовых хлопот, например со внуками, приходится порознь ходить на события, где стоило бы появиться вместе, – и это вызывает сплетни; или, например, источник прибыли в семье один, риски не диверсифицированы, так что если год голодный, то уж совсем голодный.

Но плюсов больше. "Может быть, то, что мы работаем вместе, помогло нам сохранить семью. Потому что мужу, работающему в банке, было бы крайне сложно объяснить, почему ты с маникюром и на шпильках 10 часов беседовала "о тряпочках", а после этого пришла домой, упала на диван и еще просишь приготовить тебе ужин, а лучше вообще тебя не трогать до утра, даже не подходить к тебе близко. А еще Володя видит, как я что-то делаю, – и гордится мной. Это так приятно".

Ирина вместе с мужем Владимиром Нечипоруком и дочерью Даной
Ирина вместе с мужем Владимиром Нечипоруком и дочерью Даной

На праздновании годовщины украинского Vogue, вместе с мужем Владимиром Нечипоруком
На праздновании годовщины украинского Vogue, вместе с мужем Владимиром Нечипоруком

Владимир тоже рад, что работает с женой: "Ирина – не просто глава оргкомитета UFW, она – самый опытный и ответственный сотрудник компании, который всегда поднимает планку на новый уровень. У нас больше рабочих споров, чем бытовых, но когда удается реализовать проект, общие эмоции и радость сближают нас и как семью тоже".

UFW – семейное дело в самом широком смысле: племянник Нечипорука – их технический директор; брат Данилевской долго работал главой их международной программы; ее племянница – стилист-парикмахер, иногда работающий на показах с дизайнерами; а дочь в свое время работала в их международном отделе.

Своей команде Ирина доверяет, как своей семье. Поэтому надеется, что через пару лет сможет оставить в их руках UFW и заняться благотворительностью – делом, которое ей так же близко, как мода.

Фото: Ksenia Kargina

Стиль: Olga Yanul

Прическа: Denis Yarotskiy

Макияж: Vitalia

Ассистент стилиста: Yana Doroshenko

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.