Все в их руках: как мода сохраняет традиции и делает мир лучше

06 января 2019

Ручной труд в Варанаси, Карпатах, Узбекистане и Королевстве Лесото – как мода делает мир лучше прямо сейчас.

«Украина? Мы проводили тренинг в 2004 году в Карпатах для ткачих», – по скайпу из Вашингтона рассказывает Лорен Баркум, руководитель отдела тренингов организации Aid to Artisans (@aidtoartisans), и спотыкается на слове «лижнык» (лижнык – тканое шерстяное одеяло, один из главных специалитетов карпатского артизанального производства). Двухнедельный тренинг в рамках грантовой программы Women’s Economic Empowerment Project проходил в селе Косов, лижныковой Мекке, и включал мастер-классы для 15 мастериц, охватывающие самые разнообразные темы – от трендов до продвижения товара на рынке. По словам Лорен, посетители отчитались о росте заказов на 80%.

Неприбыльная организация Aid to Artisans работает с 1976 года и считается первопроходцем в деле налаживания сотрудничества между мастерами из бедствующих регионов и цивилизованным ретейлом в развитых странах. Первая сеть сбыта включала только музейные магазины, где продавались экзотические ручные поделки. Но вскоре пример из удивительного стал заразительным, а сфера применения ремесел расширилась на все продукты дизайна.

«Мода – это способ привлечь молодое поколение к ручному труду», – рассказывает Лорен о запустившейся в 2018 году в Королевстве Лесото на юго-востоке Африки 11-месячной программе. Текстильная отрасль остается главным работодателем в стране – в ней задействованы 36 000 жителей. По приглашению Министерства туризма, заинтересованного в создании новых рабочих мест (сейчас уровень безработицы составляет 28 %, а среди молодежи и того больше – 34 %) Aid to Artisans устраивали воркшоп для мастеров, которые специализируются на ткачестве из мохеровой нитки.

Августина Каттанео в проекте Aid to Artisans

Так в проекте появилась Августина Каттанео (@iamaguscattaneo) – мультитаскер с 15-летним опытом работы в сфере дизайна и тренд-аналитики. В течение семи дней она устраивала воркшопы для четырех групп мастеров («иногда приходилось преодолевать до 200 км в день, чтобы перемещаться между ателье»). В январе 2019-го пройдет первая проверка рынком: линейку произведенных в Лесото аксессуаров везут на крупнейшее трейд-шоу домашнего декора и подарков в Лас-Вегасе. В телефонном разговоре Августина вспоминает, что 8 лет назад для получения МВА по специальности «международный менеджмент моды» выбрала интересующую ее тему «Как объединить мир кустарного производства со странами первого мира». Тогда тему попросили сменить – она стала популярной немного позже.

Одним из первопроходцев популяризации труда артизанальных артелей был Дрис ван Нотен, который еще в 90-е начал работать с вышивальщицами из Варанаси (Индия), тем самым внедряя в систему prêt-à-porter ручное производство мастеров из стран третьего мира. В разное время лимитированные линии аксессуаров в сотрудничестве с кооперативами Буркина-Фасо, Ганы и Кении представляли Vivienne Westwood, Stella McCartney и Marni.

Oscar de la Renta, весна-лето 2019

В коллекции весна-лето 2019 Oscar de la Renta есть несколько вещей с узором икат из ткани, сотканной вручную в артизанальной артели в Узбекистане. В новой мужской коллекции американского бренда Jahnkoy, который делает спортивную streetstyle-одежду с декоративными деталями из разных культур, восемь плетенных из бисера головных уборов были сделаны в Индии. Оба сезонных проекта – результат сотрудничества с неприбыльной организацией Nest (@buildanest). Она формирует связь между кустарными производствами в нуждающихся регионах и миром моды, помогая первым работать по законам второго.

Репортаж Nest из мастерских из Африки

«Все привыкли думать о fashion-производстве как о фабричном, но от 20 % до 60 % работы делается женщинами дома. Такая ситуация типична для развивающихся стран, где ручной труд занимает второе место в рейтинге трудоустройства, и в него вовлечены 300 млн людей», – рассказывает основательница Nest Ребекка Берген. Она считает, что их усилиями модные бренды начали работу по улучшению условий надомного труда. Не без участия известных лиц fashion-индустрии вроде топ-модели Амбер Валлетты, которая входит в консультационный совет Nest и публично высказывается в поддержку инициативы.

Репортаж Nest из мастерских из Африки

Пропуск в мир роскоши Nest получил в 2011 году – после совместного проекта с компанией Maiyet, которая в сотрудничестве с артизанальными кооперативами Монголии, Индии и Индонезии производит и продает в магазинах вроде нью-йоркского Barneys и парижского Galeries Lafayette аксессуары и одежду. Об эффекте влияния на модную индустрию можно судить хотя бы по тому факту, что в 2018-м Nest объявил о сотрудничестве с Kering Foundation и Hermès. В обоих случаях на волонтерской основе сотрудники компаний проводили тренинги и семинары для групп мастеров. В октябре 2018 года организация Nest презентовала свою новую штаб-квартиру в Нью-Йорке, проведя трехдневный интенсив с Hermès. С главными проводниками идей сознательной моды – Kering Foundation – она участвует в партнерской программе Solidarity Leave: сотрудники корпорации при ее частичном финансировании на волонтерских началах проводят двухнедельные мастер-классы в Перу, Индии, Индонезии и Гватемале. К моменту написания текста десять сотрудников провели 800 часов консультаций.

Репортаж Nest из мастерских из Африки

«Как мода может улучшить мир? Я работаю над этим пазлом», – рассказывает основатель Fashion 4 Development Эви Эванджелоу. F4D была организована в 2011-м. Это частная компания, которая работает со спонсорскими бюджетами, в рамках программы ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». По словам Эви, с момента своего основания организация субсидировала 4 млн долларов на оплату труда малообеспеченных слоев населения».

Под девизом «Отдавать – это новая роскошь» F4D объединяет влиятельных женщин мира. Главное событие проходит во время Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Торжественный гала-ужин First Ladies Luncheon собирает влиятельных женщин со всего мира – здесь можно встретить королеву Иордании Ранию Аль-Абдуллу, Ливию Ферт и Викторию Бекхэм.

Среди достижений F4D Эви называет ребрендинг Африки – из материка сплошных бедствий в регион развивающейся модной индустрии. Одну из главных ролей в процессе сыграла бывший главный редактор Vogue Italia Франка Соццани. В 2012 году она, будучи амбассадором F4D, посвятила майский номер L'Uomo Vogue Черному континенту, поместив на обложку фото генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, а также инициировала на платформе yoox.com проект «Создано в Африке» с подборкой коллекций семи африканских модных брендов.

Репортаж F4D из мастерских в Африке

Сейчас F4D продвигает проект The Commonwealth Fashion Exchange, в который вовлечены титаны международной дипломатии и модного бизнеса. Показ тридцати платьев, созданных артизанальными мастерами из 53 стран мира при спонсорской поддержке Swarovski, Woolmark и MatchesFashion, прошел в феврале во время Лондонской недели моды в Букингемском дворце в присутствии герцогини Кембриджской Кейт Миддлтон, его повторили на гала-ужине в сентябре в Нью-Йорке.

Более удачный момент для реорганизации модного производства на пользу развивающихся стран трудно представить. Как бы странно это ни звучало, но главный прорыв происходит благодаря нарциссической природе соцсетей. Довольно лестно в «Инстаграме» демонстрировать покупку дизайнерского объекта, который помогает экономическому росту в далекой стране, или публичную поддержку модной инициативы, поднимающей значимость ручного труда мастеров из развивающихся регионов. На фоне самолюбования происходят действительно прекрасные вещи.

Текст: Татьяна Соловей

сознательное потребление · сознательная мода ·

Еще в разделе Тенденции

Популярное