Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

История Ли Миллер – модели с обложки Vogue, ставшей военным фотокорреспондентом

09 мая 2019

Ли Миллер была одной из самых известных военных журналисток во время Второй мировой войны, а до этого успела сняться в нескольких провокационных рекламных кампаниях, стать лицом Vogue и очаровать творческую интеллигенцию Парижа в начале 1930-х годов. Но обо всем по порядку.

Ли Миллер

Элизабет Миллер родилась в 1907 году в пригороде Нью-Йорка в семье инженера Теодора Миллера, страстью которого была фотография. Биографы утверждают, что именно он привил дочери любовь к этому виду искусства. Миллер считала отца самым главным человеком в своей жизни, на которого можно положиться и которому можно доверять. В семь лет Ли была изнасилована другом семьи, и отец с помощью фотографии пытался помочь дочери снова найти баланс со своим телом – он снимал ее обнаженной. В 18 лет родители отправили Элизабет в Париж вместе с преподавательницей французского, от которой она быстро сбежала и окунулась в бурлящую жизнь богемной столицы. Спустя семь месяцев ее вернули домой, но жить в маленьком городке она уже не могла – 20-летняя девушка уехала покорять Нью-Йорк.

Следующим переломным моментом в ее жизни стал 1927 год, когда она случайно познакомилась с основателем издательского Дома Conde Nast, выпускающего в том числе журнал Vogue. Он буквально вытащил ее из-под колес автомобиля на одной из манхеттенских улиц. Конде Наст был настолько очарован внешностью девушки, что уже в марте этого года она украсила обложку Vogue. Точнее сказать, именно с нее художник Жорж Лепал срисовал модный в то время образ девушки-флэппер.

Vogue, March 15, 1927

С этого времени карьера Миллер пошла в гору, она много снималась в коммерческих проектах и даже стала первой моделью, рискнувшей рекламировать тампоны Kotex. Эта кампания произвела эффект разорвавшейся бомбы, ведь до этого продвижение подобных товаров сопровождалось лишь рисованными картинками. Снял смелую американку для Kotex фотограф Эдвард Стейхен, он же и вдохновил ее вернуться в любимый Париж. Уже тогда Элизабет больше хотела снимать, а не сниматься. 

Ли Миллер в рекламной кампании Kotex

В 1929 году Элизабет Миллер отправилась покорять Париж. Она была наслышана о фотографе Мэне Рэе и сразу отправилась к нему. Встреча произошла в одном из любимых баров Рэя, где его поджидала настойчивая девушка. Взяв инициативу в свои руки, она познакомилась с Рэем и тут же сказала, что будет его студенткой. Поначалу он сопротивлялся, говорил, что не берет учеников и вообще уезжает. В итоге они уехали вместе и не расставались три года. В тот вечер Элизабет представилась как Ли, сократив полное имя, и с тех пор ее называли только так. Ли Миллер быстро училась, она была для Рэя и натурщицей, и ассистентом, и равноправным участником творческого процесса.

Ли Миллер в объективе Мэна Рэя

У него она научилась по-особенному смотреть на фотоискусство, прониклась эстетикой сюрреализма и постоянно экспериментировала как с самой съемкой, так и с последующей печатью. Говорят, что именно она случайно придумала такой метод печати, как соляризация: испугавшись во время проявки пробегающей мыши, Миллер на короткое время сделала свет сильнее, и получившийся спонтанный результат ей понравился.

Ли Миллер в объективе Мэна Рэя

После трех лет отношений американка оставила Мэна Рэя ради египтянина Азиза Бея. Фотограф больно переживал этот разрыв, апогеем личной трагедии стала публикация его известного кадра "Объект разрушения", на котором изображен метроном с прикрепленной к нему фотографией человеческого глаза – глаза Ли Миллер. Сама же сердцеедка в декабре 1932 года вернулась в Нью-Йорк и открыла там школу фотографии, а спустя еще пару лет с мужем перебралась в его родной Каир. Египетский этап жизни был ознаменован для Ли множеством фотографий, которые буквально пропитаны духом сюрреализма.

Ли Миллер в Египте, 1935

Однако и эти отношения были у Миллер недолгими. В 1937 году на бале-маскараде в Париже она знакомится с британским коллекционером Роландом Пенроузом, и у них завязывается роман. Скоро пара начинает жить вместе, Ли переезжает к Пенроузу в Англию и с началом Второй мировой войны становится военным фотокорреспондентом Vogue.

С момента, когда Миллер получила официальную аккредитацию и надела форму, в ее объектив попадало все: от бытовой жизни в госпиталях до таких значительных событий в истории Второй мировой, как освобождение Парижа или концентрационного лагеря Дахау. В США она отсылала эти фото с единственной пометкой: "Пожалуйста, поверьте мне – это правда". Часто в фокусе Ли оказывались женские судьбы. Вот фотография, где уставшая медсестра выходит из палатки в одном из полевых госпиталей в Нормандии, а здесь две бездомные девочки на улицах Будапешта прижимаются друг к другу, или пилот Анна Леска готовится к боевому вылету.

Имя Миллер связано еще с одним знаковым фото времен Второй мировой войны, на котором она выступает уже в роли модели. Оно сделано в мюнхенских апартаментах Адольфа Гитлера в мае 1945 года. Американка попала туда вместе с фотографом Дэвидом Шерманом, который снимал тогда для LIFE. Он запечатлел Ли Миллер в личной ванной комнате фюрера – на заднем фоне стоит его портрет, а спереди можно рассмотреть ее ботинки, на которых еще осталась грязь после посещения Дахау. Получилось символично и очень жестко.

Ли Миллер в ванной комнате Адольфа Гитлера
Фото: Дэвид Шерман (New York Times)

После 8 мая 1945 года война для Ли Миллер не окончилась. Всю оставшуюся жизнь она страдала от посттравматического синдрома и часто впадала в депрессию. Заниматься фотожурналистикой она прекратила, лишь изредка бралась за небольшие заказы для Vogue. В 1947 году у нее родился сын Энтони, а ее мужу Роланду был пожалован титул лорда за вклад в развитие британского искусства. Ли превратилась в леди Пенроуз, и спасение от воспоминаний нашла в кулинарии. Умерла фотограф в 1977 году от рака. Ее огромный фотоархив сохранился стараниями сына. Он издал книгу "Жизни Ли Миллер", где каждая глава – это яркая и не похожая на другую история.

Еще в разделе Персона

Популярное