В чем феномен грузинской моды?
Модный мир внимательно смотрит на Грузию и рассуждает о феномене грузинской моды. В именах и фактах разбиралась Татьяна Соловей.
Фото: Yana Davydova
Стиль: Olga Yanul
Все говорят о грузинской моде, но мало кто знает имена дизайнеров, – считает основательница журнала Tank Каролин Исса, которая впервые оказалась в Тбилиси на майских показах Mercedes-Benz Fashion Week TBILISI сезона осень-зима – 2016/2017. – Да, Демна Гвасалия, креативный директор Vetements и Balenciaga, – грузин, но он учился в Антверпенской академии, и его не воспринимают как грузинского дизайнера. Однако его происхождение подогревает интерес к местным талантам".
Успех творческой команды Vetements – дизайнера Демны и его брата, маркетолога Гурама Гвасалии, – совпал с появлением Mercedes-Benz Fashion Week TBILISI. Организаторы мероприятия поставили дело так, что грузинская мода стала частью культурной дипломатии страны. На Неделе моды гости не только посещают показы, но и знакомятся со всей культурой Грузии: современными художниками – и работами классиков Ладо Гудиашвили и Нико Пиросмани; с традиционной кухней – и украшениями из эмали минанкари, которой расписывали христианские иконы; с ансамблем народных танцев Сухишвили – и кукольным театром Резо Габриадзе. Гостям охотно рассказывают об изменении менталитета после "революции роз" в 2003-м, и наряду с fashion-журналистами в Грузию приезжают обозреватели журналов вроде Condé Nast Traveller и делают репортажи о стране.
"Приятнее показывать коллекции здесь, принимая гостей, – так дизайнеры могут представить себя профессиональной прессе и байерам. К тому же мы хотим всем показать Грузию, о которой никто не знает", – рассказывает София Чкония, организатор Mercedes-Benz Fashion Week TBILISI. София развивает моду с 2010 года – тогда она основала международный конкурс для молодых дизайнеров Be Next. Вслед за ним начала проводить в Париже и Тбилиси мероприятия Art Georgia, где в одной спайке представляла молодых дизайнеров и художников, зачастую объединяющих оба этих занятия. Теперь София занимается развитием международного бренда Mercedes-Benz Fashion Week здесь, в Тбилиси. В мае третий сезон показов уже проходил при финансовой и организационной поддержке министерства туризма и министерства культуры.
Возведение моды в разряд государственной политики – практика, которая когда-то помогла "старой доброй Англии" сменить имидж и заявить о себе как о родине авангардных талантов, а Антверпенской академии – войти в короткий список главных образовательных учреждений в fashion-сфере и обозначить феномен бельгийской моды. В Тбилиси сейчас проходит эксперимент: приблизят ли творческие успехи страну к Европе и смогут ли очистить имидж государства от всяческих постсоветских ассоциаций. Если эксперимент удастся, это станет важным примером для соседних стран.
Образец того, как люди новой формации успешно преобразовывают наследие СССР, – бренд Matériel, однотонные минималистские коллекции для которого делают местные дизайнеры. Этот бренд первым открыл магазин одежды грузинских дизайнеров в Тбилиси: в 2012 году начал работать одноименный Matériel, а в 2016-м – Dots с демократичной ценовой политикой. Ему же принадлежит первая фабрика: с 1949 года она существовала под именем "Дом Моделей", а в 2003-м стала Домом моделей "Материя", на базе которого отшиваются коллекции Matériel и коммерческие заказы униформы.
В магазине желающим показывают каталоги "Мода" эпохи 1980-х с плечистыми моделями и зарубежным стайлингом: "Дом Моделей" был популярен не только в Грузии, но и в соседних странах. Наследники также строят компанию показательно модную, по законам сознательного бизнеса. Штат прежних конструкторов и швей не распустили, растят молодежь и поддерживают местных дизайнеров, которым разрешают ставить свое имя на бирке, при этом все расходы на коллекцию берут на себя и активно продвигают марку в шоу-румах Милана и Парижа.
Коллекция как арт-высказывание – характерная черта многих грузинских дизайнеров. Лако Букия и Нино Сепо регулярно представляют вещи из новых коллекций в жанре арт-инсталляций. Кожаные аксессуары с 3D-ликами Chubika и эмалевые кольца Софо Гонглиашвили – практически самостоятельные арт-объекты. Самый показательный проект на стыке арта и моды делает гражданин мира Рия Кебурия. Он собирает коллекции как выставки, предлагая местным дизайнерам высказаться на некую безумную тему – вроде превращения девушки в лешего, как в этом сезоне. Так получаются кольца из дерева с латунными ростками, сумки, распятые в круге из бесцветной пластмассы, и пальто, составленные по принципу пэчворк.
Еще одна отличница моды – выпускница парижской школы ESMOD Тамуна Ингороква, которая уже 14 лет делает правильную одежду для современных женщин под одноименным брендом Tamuna Ingorokva. Играя на сочетании женского и мужского, работая со сложными богатыми фактурами вроде пайеток, шитья или глянцевой кожи, Тамуна каждый сезон умудряется представлять буржуазную спокойную одежду изумительного качества.
За недолгий период развития локальной моды в Грузии успел случиться забавный феномен – превращение имени собственного в нарицательное. LALO Cardigans – это не только название бренда, но уже имя нарицательное для ярких вязаных объемных кардиганов ручной работы. Лало Долидзе, сооснователь бренда, со вздохом показывает очередной "Инстаграм" подражателей – большую часть подделок предлагают со словами "такие же, как…" Однако она уже пошла дальше: второй сезон показывает коллекцию уютной и эксцентричной одежды Lalo Dolidze с элементами объемной вязки, которую ей помогает стилизовать главный молодой талант грузинской моды Ладо Бокучава.
25-летний Ладо – дизайнер популярного бренда Atelier Kikala, для которого он делает авангардные коллекции, смешивая спорт и будуар, футуризм и ручное шитье, объемы и многослойные фактуры. Кроме того, Ладо создает капсульные коллекции для Matériel и стилизует показы дружественных дизайнеров, удивляя феноменальной работоспособностью. В талант выпускника Тбилисской художественной академии когда-то поверил Мамука Кикалишвили – и доверил ему должность арт-директора Atelier Kikala.
Мамука – еще один представитель нового поколения грузин. Фотограф, основатель главной fashion-фотостудии в Тбилиси и владелец бренда Atelier Kikala в прошлом работал кризис-менеджером в сфере энергетики. Ушел в творчество с желанием давать шанс "молодым с новым типом мышления". Встречая его на показах, каждый раз интересуюсь, не жалеет ли он о том, что сменил вид деятельности. Не жалеет. Творческие успехи окрыляют больше достижений в секторе энергетики.
Фото: Yana Davydova
Стиль: Olga Yanul
Прически: Natalia Shalamberidze (Melange, Tbilisi)
Макияж: Luchia Devejieva (Make-up Atelier Georgia)
Модель: Marisha Urushadze (Look Models)