До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Журнал: арт-директор Alfa Jazz Fest Алексей Коган о юбилейном, пятом фестивале

С 25 по 29 июня во Львове пройдет пятый, юбилейный Alfa Jazz Fest – один из главных музыкальных фестивалей в стране. С его арт-директором, джазовым промоутером и радиоведущим Алексеем Коганом встретилась Дарья Слободяник

Aлексей Коган – человек джаза: он играет джаз, промоутирует джаз, защищает джаз. И так, шутит Коган, 57 лет, то есть всю жизнь. И тут же уточняет: все-таки не всю жизнь, а с 14 лет. Тогда он побывал на концерте легендарного американского пианиста и композитора Дюка Эллингтона и понял, что джаз – "музыка свободных людей". "На концерт Эллингтона меня привел мой дядя Захар Брагинский, который всю жизнь проработал на машиностроительном заводе, а в свободное от работы время слушал джаз. Он тайком записывал "вражеские" американские голоса и так же тайком давал послушать музыку мне, 14-летнему пацану".

Костюм из хлопка, Forme; худи из хлопка – собственность Алексея Когана
Костюм из хлопка, Forme; худи из хлопка – собственность Алексея Когана

Другой дальновидный дядя Алексея – Абрам Гинзбург, который 40 лет проработал в киевском оперном театре, – предрек, что Алексей никогда не станет профессиональным скрипачом. Хотя он пытался – ради любимой мамы даже окончил музыкальную школу. Но скрипку не любил – стеснялся: изящный инструмент мешал образу обаятельного босяка с Подола. "Я играл в футбол, был лучшим полузащитником во дворе, и на занятия по музыке выходил через черный ход. "Перепиливай свою скрипку, – кричали ребята, – и выходи к нам, мы без тебя проигрываем!". – Я вырос на Подоле, и мы умели веселиться: зимой на санках вылетали с Андреевского спуска прямо на улицу Сагайдачного под колеса машин; лазили в дальние пещеры, нас ловила милиция. Колени мои не заживали. Какая скрипка? Но я до сих пор помню, каким пальцем нажимать си-бемоль. "Сурка" Бетховена сыграю, хотя скрипку не люблю".

У Когана другая любовь – бас-гитара: в юности, играя в ресторанах на свадьбах, он зарабатывал себе на модные заграничные джинсы и диски любимых музыкантов. В жизни Алексея до сих пор есть место бас-гитаре: во-первых, несколько эффектных инструментов стоит у него дома – в светлой комнате, от пола до потолка заставленной дисками, а во-вторых, у Когана своя группа. "Полноценный состав, четыре музыканта. Нас покупают, мы даем концерты", – как будто сам себе удивляется он.

Тонкого и ироничного Когана в Киеве, кажется, знают все. Пока мы беседуем в кафе на первом этаже ДК "Мастер-класс", где по средам Коган ведет джазовые концерты, к нему подходит каждый третий. Он здоровается, обнимает, иногда – представляет людей друг другу. "Ты должен послушать" – фраза, которую Алексей слышит чаще всего. За 20 лет работы на радио он сформировал не одно поколение ценителей джаза. Радио "Промінь", Nostalgie, SuperNova, Music Radio, радио "Эра-FM", "Радио "Аристократы"" – уже 24 года лучшие джазовые композиции, звучащие на украинском радио, предваряет голос Когана – низкий, с легкой хрипотцой, с ироничными нотками. Алексей говорит: "Интеллигентные таксисты – те, которые любят не шансон, а джаз, – иногда узнают по голосу, благодарят, жмут руку". Благодарные слушатели – главное удовольствие от работы.

К джазу у Алексея отношение любопытное. На музыку он смотрит объемно: она для него – возможность критического взгляда на мир. По Когану джаз – лакмусовая бумажка общественного здоровья, мерило ситуации в стране. "Джаз – это оппозиция, культурное сопротивление. Не такое резкое, как панки, конечно, – джаз мягче, ироничнее. Джаз – постоянная борьба, борьба за выживание. Какие разговоры о демократии могут быть: вы можете включить большое радио, работающее в FM-диапазоне, – и услышать джаз? Нет. Можете включить телевизор и услышать джаз? Нет. Где демократия? Нет джаза – нет демократии".

С грустной улыбкой Коган рассказывает мне, как несколько лет назад на 50-летнем юбилее ему вручили медаль ООН за успехи в борьбе за права человека. "Я сначала не понял, в чем дело, начал хихикать. Смотрю, приехал серьезный человек из Организации Объединенных Наций, начал говорить важные слова про "права человека". Сижу улыбаюсь. А Владимир Фейертаг, историк джаза, сидящий рядом, говорит: "Леша, вы зря смеетесь. Это приличная награда. Вы 30 лет работаете на радио. Что вы крутите? Джаз. Сколько сейчас людей слушает джаз? Немного. Значит, вы боретесь за права людей, которые любят джаз"".

"Чтобы слушать джаз, нужно быть самоироничным. Потому что джаз – это Чехов, смех сквозь слезы"

УАлексея Когана есть большая мечта – чтобы в Украине появилось джазовое радио в FM-диапазоне. Но от несовершенства сегодняшнего украинского радио он не страдает: "Благодаря работе на радио я приобрел хорошее умение – могу слушать то, что хочу. Сажусь в такси, где играет шансон, отключаюсь и не слышу этого. Это не талант, это опыт. Мне очень нравится райдер культового музыканта Бобби Макферрина, посетившего Львов несколько лет назад. Знаете, какой там первый пункт? Вынести телевизор из номера. Он не терпит телевизоров рядом с собой".

Алексей Коган – лицо фестиваля Alfa Jazz, который уже пять лет с успехом проходит во Львове в начале лета. Практически каждое событие фестиваля – будь то концерт на одной из трех сцен, мастер-класс или джем-сейшен – начинается с приветствия этого невысокого обаятельного человека. "Люди идут на мой голос", – шутит Коган, и в этой шутке только доля шутки. Но Alfa Jazz – не детище Когана: по собственному признанию, он – всего лишь творческий куратор, наемный сотрудник фестиваля. Его делает большая команда специалистов – гиды и переводчики, звукорежиссеры и технические сотрудники, администраторы и исполнительные директора. Команду эту Коган нежно называет бандой и говорит, что успех фестиваля обусловлен в равной доле работой каждого. А успех – в том числе и мировой – у Alfa Jazz беспрецедентный: за четыре года во Львове побывали самые известные джазмены мира – от десятикратного лауреата "Грэмми" Бобби Макферрина до обладательницы двух премий "Грэмми" и премии "Тони" Ди Ди Бриджуотер.

"Alfa Jazz – фестиваль мирового уровня", – уверенно говорит Алексей. "То, что телеканал Mezzo, главный музыкальный канал Европы, на второй год существования фестиваля начинает им интересоваться, а на третий год уже его транслирует, все расставляет по своим местам и снимает все вопросы. И когда ты открываешь журнал Jazz Times, самый престижный джазовый журнал в мире, и в перечне главных фестивалей видишь Alfa Jazz, понимаешь, что ты на правильном пути".

Наталья Горбачевская, исполнительный директор Alfa Jazz и коллега Когана, говорит, что в этом году состав участников беспрецедентно сильный. Хотя этого могло и не быть: из-за политической ситуации в стране и войны на востоке Украины практически все хедлайнеры вначале ответили отказом. Горбачевская предполагает: менеджеры даже не решались передавать музыкантам приглашение приехать в Украину. Информационную стену удалось постепенно пробить благодаря посольствам разных стран, представителям Украины в ООН, и спустя несколько месяцев после отказов со всех сторон в адрес организаторов Alfa Jazz неожиданно посыпались радостные "да".

Программу на центральной сцене имени Эдди Рознера открывает звездный квартет, лидеры которого – саксофонист Билл Эванс и Майк Стерн, входящий в 75 лучших джазовых гитаристов всех времен; позже на этой же сцене выступит пианист Херби Хэнкок, которого считают одним из самых влиятельных музыкантов XX века. На площади Рынок тоже будет жарко: на Alfa Jazz едет одна из самых модных групп Европы – харизматичный шведский коллектив Dirty Loops, исполняющий романтичный джаз-фьюжн.

Мой вопрос о самых ожидаемых участниках Alfa Jazz Коган называет провокацией и отвечать на него отказывается. "Абсолютно любой музыкант, который приедет на Alfa Jazz, – это победа нашей команды, – говорит Алексей. – В этом году на фестивале нужно попасть на каждый концерт. Мы готовим программу Alfa Jazz так, чтобы наш гость успел все и везде. Я очень люблю всех наших хедлайнеров – Джорджа Бенсона, Херби Хэнкока, Майка Стерна, Хироми и Пакито ди Ривера, но украинских звезд – Диму Александрова, Денниса Аду, Аню Чайковскую и других не менее талантливых ребят – ничуть не меньше".

Украинские музыканты – отдельная тема для разговоров с Коганом. Вопрос о том, почему наши джазмены не выступают на большой сцене, – любимый у недальновидных журналистов. У Когана сомнений нет: этот вопрос – спекуляция, свидетельство нездоровой "национальной озабоченности". "Я считаю, что ставить перед мировой звездой украинского музыканта на разогрев – неприлично по отношению к нашим джазменам. На фестивале три сцены, на двух из них – площади Рынок и сцене Потоцких – играют роскошные украинские ребята. Бывали случаи, когда публика сдавала платные билеты на основную сцену и бежала на бесплатную послушать украинских исполнителей – такие крутые ребята там играли!"

С гордостью, с которой отец говорит о своих детях-отличниках, Коган рассказывает историю, которая вполне может пресечь все ненужные разговоры о патриотичности или непатриотичности Alfa Jazz. На втором фестивале в 2012 году хедлайнером был сэр Джон Маклафлин, британский гитарист-виртуоз. В один из фестивальных дней он оделся неприметно, водрузил на голову кепку и пошел в народ – хотел почувствовать атмосферу фестиваля изнутри. А потом подошел к Когану и сказал: "Я с удивлением обнаружил, что ваша публика своих музыкантов любит не меньше, чем нас, приглашенных "звезд". На площади Рынок выступает молодежь, студенты джазовых училищ – и слушатель обожает их, это видно". "Для меня как для арт-директора это был большой комплимент, – говорит Коган. – Украинские музыканты очень выросли. Да, возможно, это произошло не так быстро, но это произошло".

"Чтобы слушать джаз, нужно быть самоироничным, – советует мне Коган, убегая на концерт. – Будете искать "блох", критиковать с пафосом – джаз пройдет мимо вас. Потому что джаз – это Чехов, смех сквозь слезы. Это легко понять, если послушать парочку джазовых анекдотов. Вот, например, такой. Встречаются два джазовых музыканта, один другому говорит: "Я слышал, ты диск выпустил. Поздравляю. Много уже продал?" – "Да все продал, – грустно отвечает второй. Машину продал, квартиру продал". У джазменов специфический юмор – с горчинкой. Нет, я думаю, джаз даже не Чехов, джаз – как Хармс: самоирония в этой музыке возведена в наивысшую степень".

Фото: Inna Franco

Стиль: Olga Yanul

Груминг: Vitalia

44078.jpg

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.