Последнее видео группы Coldplay "Up & Up" называют "лучшим клипом современности" за сюрреалистичные спецэффекты, на которых выстроен каждый кадр. Дарья Слободяник познакомилась с их создателями – украинской студией Gloria FX. На церемонии MTV Video Music Awards 28 августа 2016 года они получили награду за "Лучшие визуальные эффекты".
Обычный офис в центре Днепропетровска: в меру деловой, светлый, с модными кирпичными стенами. Меня встречают двое молодых мужчин: улыбчивый Сергей Машевский – CEO студии Gloria FX, в прошлом – успешный бизнесмен, и немногословный Анатолий Кузьмицкий – арт-директор и художник. Их работа – визуальные эффекты: последние пять лет они создают спецэффекты для клипов самых знаменитых артистов мира, от Канье Уэста до Джастина Бибера.
Вот на полке стоит статуэтка MTV Video Awards – знакомый всем металлический "астронавт" с флагом MTV в руке. Ее днепропетровская студия получила в прошлом году – ребята победили в номинации "Лучшие визуальные эффекты" c клипом Skrillex feat Justin Bieber "Where are you Now". "В тот год было номинировано пять клипов, и так получилось, что визуальные эффекты для четырех из них делали мы. Мы тогда сделали очень много проектов – о некоторых уже даже забыли".
Студия Gloria FX существует восемь лет. Имя себе сделали, работая на российский рынок: в 2008-2010 годах создавали клипы для подопечных клипмейкера Павла Худякова. "Первых гонораров – 500-700 долларов за проект – хватало разве что на треть расходов. Мы брали все, чтобы наработать портфолио".
Портфолио сложилось быстро: в 2010 году в Москве Худяков снимал клип для Томаса Андерса на песню Stay With Me – и пригласил поработать над ним Gloria FX. По сюжету Андерс в клипе играл такого себе Джеймса Бонда, который не дает злодеям запустить коллайдер и взорвать мир. "На заводе в Днепре нам спаяли псевдодетонатор и небольшой коллайдер и детонатор, и мы везли их на поезде в Москву. Таможенники не хотели нас пускать, потому что выглядело это все угрожающе". После этой работы включилось сарафанное радио: клип Томаса Андерса увидели в Штатах, и на днепропетровскую студию обратили внимание американские режиссеры.
"Однажды в "Фейсбуке" пришло сообщение: "Привет, меня зовут Рэй Кей, я хочу с вами работать". Мы тогда не знали, кто это. Оказалось, это режиссер, который снял Poker Face для Леди Гаги". Рэю Кею так понравилось то, что украинцы сделали для Томаса Андерса, что он попросил их заняться постпродакшеном его клипа для Джастина Бибера. "Мы очень ответственно отнеслись к проекту Бибера: сделали все быстро, качественно, по-голливудски. Для нас это был зеленый свет на американский рынок".
"Быстро, качественно, по-голливудски", а еще недорого – и на украинцев посыпались заказы от голливудских режиссеров. За пару лет Gloria FX сделала визуальные эффекты и постпродакшен для сотни клипов – Канье Уэста, Мэрилина Мэнсона, Muse, Бритни Спирс, Игги Азалии, Дэвида Гетты, OneRepublic. "Мы – люди трезвомыслящие и понимаем, что куда дешевле западных аниматоров и художников. Насколько дешевле? Как минимум вдвое".
Сегодня в Gloria FX работают сутками. Интервью с Машевским и Кузьмицким назначить было очень просто: "Дарья, когда вам удобно? Мы всегда на работе". В 2008 году студия начинала скромной компанией в семь человек, а сегодня тут около 50 сотрудников, из которых 40 – художники разных специальностей, от рисовальщиков до 3D-моделлеров.
"Заказы", как говорят Сергей и Анатолий, бывают разные: иногда нужно просто сделать постпродакшен – например, beauty-work, то есть убрать мешки под глазами или изъяны кожи, "подтянуть" тело. Иногда просьбы режиссеров бывают довольно эксцентричными. Так, пару лет назад украинцы познакомились с суперпопулярным американским клипмейкером и фотографом Набилом Элдеркином, который снимает клипы для Канье Уэста, Джеймса Блейка и FKA Twigs. Набил, работы которого славятся мрачной эстетикой, пригласил Gloria FX поработать над клипом для Канье Уэста и Скотта Трэвиса, сказав: "Сделайте так, чтобы из Канье Уэста вышла душа".
Вместе с Набилом украинцы сделали еще один громкий проект – видео для трансгендерной певицы Энони на песню Drone Bomb Me, главную роль в котором сыграла Наоми Кэмпбелл. Drone Bomb Me – остросоциальная песня об американском вмешательстве в Афганистан: согласно идее Набила и креативного директора Дома Givenchy Риккардо Тиши, который был арт-директором клипа, роскошная сексапильная супермодель в лаковых ботфортах и боди играет афганскую девушку, дом которой был разрушен американским беспилотником, а родители убиты. "Тиши сказал нам: "Сделайте так, чтобы видео было страшным и всем хотелось плакать", а когда увидел результат, признался, что даже он не ожидал такого". Не удержавшись, спрашиваю, пришлось ли использовать beauty-work для Наоми Кэмпбелл. "Официально заявляем: мы ничего не поправляли. Она идеальна".
В этом году Gloria FX добилась, наконец, не только профессиональной, но и народной известности. По заказу израильского режиссера Ивана Хаймана ребята создали спецэффекты для клипа Coldplay на песню Up & Up, который на YouTube посмотрело 45 млн человек. Этот клип – ряд на первый взгляд не связанных между собой хроник, которые дополнены такими необычными спецэффектами, что шокируют зрителя: вот в начале видео в метрополитене летает черепаха, в стиральной машине плавают люди, вулкан извергается попкорном, а космонавты летят в кастрюлю со спагетти. Эти сюрреалистичные кадры несут конкретный посыл – Coldplay предлагают людям посмотреть на мир по-новому и увидеть в обыденных вещах необычное. Машевский рассказывает, что большинство кадров, которые так поразили мир, снимали на студии в Киеве совместными усилиями местного продакшена Radioactive и днепропетровской Gloria FX.
"Этот клип меня поразил. Если бы его сделали для другой группы, я бы ей очень завидовал, – сказал на премьере фронтмен Coldplay Крис Мартин. – У ребят, которые его создавали, есть поразительная способность видеть вещи по-другому. Как они додумались до этого?" Машевский признается, что не все Мартин утвердил сразу. "Мы две недели работали над очень красивым выстрелом, а он сказал: "Мне не нравится, уберите вообще".
В первые пару дней после премьеры Up & Up посмотрело 10 млн человек, пресса назвала клип "лучшим музыкальным видео десятилетия", а мама руководителя Gloria FX Сергея Машевского "посмотрела клип пять раз и наконец поняла, ради чего я бросил строительный бизнес". О своем успехе Машевский и Кузьмицкий говорят просто: работаем, стараемся все делать на уровне. Я спрашиваю, не обидно ли оставаться в тени, на что они сдержанно, по-мужски сухо, отвечают: "Мы знамениты для знаменитостей".
Gloria FX уже открыла офис в Лос-Анджелесе, но переводить туда всю команду ребята не собираются. "Хочется, чтобы в мире узнали, что и в Украине есть отличные специалисты, которые делают классные музыкальные видео. Сделаем в Днепре большой продакшен с павильонами и площадками, здесь же – школы, где будут готовить специалистов по визуальным эффектам. Будем снимать свою анимацию и продавать ее миру".