10 декабря выходит фильм "У моря", в котором Анджелина Джоли и Брэд Питт играют семейную пару на грани развода. Миссис Джоли-Питт, режиссер этого фильма, рассказала украинскому Vogue, что у нее нет ничего общего с ее героиней
"Раз в три месяца я говорю Брэду, что мне пора научиться готовить. Он кивает, смеется, но все остается как раньше. Иногда, правда, он бывает недоволен, но в итоге всегда мирится с этим. Сейчас это, наверное, самая большая проблема в наших отношениях. А в остальном у нас все стабильно. Этот фильм не про нас. Если бы эта история была о нас, мы бы никогда, поверьте, никогда не сняли это кино и не раструбили бы о наших проблемах на весь мир" – Анджелине Джоли приходится оправдываться. После того как стало известно, что она снимает драму, где главные герои пытаются склеить развалившийся брак, а играют их сами Джоли и Питт, журналисты тут же написали о том, что эта история автобиографична. И теперь Джоли пытается всем растолковать, насколько далеки от этого ее отношения с мужем.
"У моря" – третий фильм Джоли-режиссера. По ту сторону камеры она оказалась пять лет назад. Режиссура выросла из гуманитарной работы актрисы: уже много лет она служит послом ООН. В 2010 году Джоли, не раз бывавшая в Косово с гуманитарными миссиями, написала сценарий о любви сербского солдата и боснийской девушки, а после сняла по нему фильм "В краю крови и меда". В 2014 году она сняла "Несломленного" – фильм о легендарном американском летчике и спортсмене Луи Замперини, получивший сразу две номинации на "Оскар". Снимать кино, говорит Джоли, ей намного интереснее, чем делать что-либо другое.
На этот раз она сняла любовную историю. Сценарий "У моря" Джоли написала много лет назад, когда о режиссуре еще и не помышляла. Она признается, что эта история родилась из желания изучить природу горя и печали. Во многом идея связана с ее попытками смириться с болезнью, а потом и смертью матери. Когда-то, придя в очередной раз в больницу к маме, актриса заметила в коридоре плачущую женщину. Позже она узнала, что у нее был рак, ей удалили яичники, а она еще ни разу не рожала. Тогда Джоли начала размышлять о том, какую роль играет горе в жизни каждого из нас, как мы справляемся (или не справляемся) с ним, во что его сублимируем. И написала историю о мужчине и женщине, которые прожили вместе много лет, пережили потери, измены и очень отдалились друг от друга. Джоли писала "в стол" и не планировала показывать сценарий кому-либо и тем более делать из него фильм.
В итоге сценарий оценил не кто-нибудь, а сам Брэд Питт. Действие фильма происходит во Франции в 1970-е годы: и Питт, и Джоли любят семидесятые, оба изучали французский, поэтому решили, что этот материал создан для них. Персонажи им достались интересные. Питт играет Роланда – талантливого писателя и очаровательного пьяницу, который, по словам Джоли, сосредоточен исключительно на себе. Вместе со своей женой, танцовщицей Ванессой, в поисках вдохновения и материала для книги он приезжает на Лазурный Берег. "Гуляет по берегу моря, опрокидывает в баре коктейль за коктейлем и, вероятно, представляет себя Хемингуэем на Кубе", – говорит Джоли. Ее героиня тем временем ностальгирует по прошлому (в 60-е годы она была знаменитой танцовщицей в Нью-Йорке), пьет антидепрессанты и много плачет. Джоли описывает свою Ванессу как "сломленную" и говорит, что находиться в ее шкуре было довольно страшно. Иногда, признается Джоли, она даже испытывала клаустрофобию.
В новом фильме много страсти. Роланд и Ванесса то и дело ругаются, дерутся, орут друг на друга во все горло, а потом разбегаются по разным углам небольшой комнаты в отеле, где живут. Нерв, который есть в фильме, – фирменный режиссерский стиль Джоли, он же был и в "Несломленном". Питт рассказывает, что в ее режиссуре много интуиции и чувственности, что снимает Джоли очень эмоционально, в хорошем смысле по-женски. А еще – что его жена очень сексуальна в работе.
Работа с мужем далась Анджелине нелегко. "У нас за плечами десять лет отношений, и весь этот опыт нашел выход в фильме. Я поняла, что для художника это страшный вызов: в один момент взять и превратить всю интимность в киноисторию, или в картину, или в роман. Когда Брэд-Роланд кричал на меня на съемках, он все равно оставался моим мужем. И когда я после сложнейшей сцены говорила "Стоп, снято!", естественно, я как женщина ожидала, что он подойдет ко мне, обнимет и спросит, все ли в порядке. Но как актер он не имел права это делать, он не имел права "выходить" из своего гнева". О съемках Джоли рассказывает с юмором и говорит, что если бы на них присутствовал психотерапевт, он мигом поставил бы ей диагноз. Смеясь, она вспоминает, как ей приходилось совмещать одновременно две роли – актрисы и режиссера. "Снимаем сексуальную сцену, мы с Брэдом лежим в постели, и через пару минут я уже громко кричу оператору: "Стоп, снято!", потому что как режиссер понимаю: сцена готова".
Съемки "У моря" можно назвать геройством со стороны Джоли и Питта – особенно если учесть, что фильм снимали во время их медового месяца. В сентябре прошлого года, через пару недель после свадьбы, Джоли и Питт собрали чемоданы, взяли в охапку своих шестерых детей – и отправились на Мальту. Оккупировали небольшую бухточку на острове Гоцо, сняли дом и жили там всей семьей – а прямо напротив дома художник фильма построил декорации, так что ходить на работу было очень удобно.
Мальтийский остров Гоцо в фильме символизирует Лазурный Берег. А семидесятые Анджелина выбрала, потому что, на ее взгляд, это было очень интересное время в политике и искусстве. К тому же ей хотелось уйти от современности с ее шумом и спешкой и сделать по-настоящему романтичное кино. Джоли любит европейское кино 60-70-х и с удовольствием вспоминает о "тягучих", сексуальных, иногда даже немного депрессивных работах Бертолуччи, Бергмана и Пазолини.
Актер Нильс Ареструп, который тоже играет в этом фильме, восхищенно рассказывает, что Джоли работает как художник-импрессионист: уделяя внимание деталям, с любовью к природе, звукам и цветам. В свою команду амбициозная Джоли взяла лучших из лучших. И это не только актер Брэд Питт. Художник по костюмам Эллен Миройник, работавшая над сериалом "Больница Никербокер", признается, что главным источником вдохновения для нее был Ив Сен-Лоран конца 60-х – начала 70-х годов. Оператор фильма Кристиан Бергер – тоже легенда: он любимый оператор Михаэля Ханеке, и вместе они сняли знаковую "Белую ленту", взявшую главный приз в Каннах в 2009 году.
И Питт, и Джоли говорят, что в этом фильме они вновь обнаружили любовь к актерскому ремеслу. "Я соскучилась по тому, чтобы быть свободной, смелой, громкой и неуместной – может быть, даже неуклюжей! Это некоммерческий фильм: впервые за долгое время у меня как у актрисы была возможность поэкспериментировать, играть так, как я чувствую, и я с удовольствием это делала".