RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

7 самых скандальных фильмов в истории Каннского кинофестиваля

09 июля 2021

На протяжении своей семидесятилетней истории Каннский кинофестиваль никогда не боялся споров. Иногда эти споры вызывало содержание фильма – например, когда в 2002 году безжалостно жестокий триллер Гаспара Ноэ «Необратимость» заставил некоторых гостей фестиваля упасть в обморок, иногда – поведение режиссеров, которые никогда не боялись выражать свое мнение. Пока избранные счастливчики прямо сейчас смотрят в Каннах главные кинопремьеры, мы рассказываем о самых противоречивых фильмах за всю историю фестиваля.

«Сладкая жизнь», 1960

Талантливая сатира Федерико Феллини, рассказывающая о богемном светском журналисте в исполнении Марчелло Мастрояни, еще до премьеры в Каннах имела особую репутацию. Накануне фильм стал культурной сенсацией в Италии и заслужил презрение католической церкви. Ватиканская газета L'Osservatore Romano осудила фильм в статье, озаглавленной «La Schifosa Vita» («Отвратительная жизнь»). Католики особенно оскорбились из-за первой сцены фильма, где вертолет несет статую Христа над Римом, вызывая трепет и радость зрителей внизу. Весь этот шум только сыграл на руку, и в Каннах лента также стала сенсацией. Феллини забрал домой желанную «Золотую пальмовую ветвь», а «Сладкая жизнь» стала кассовым хитом Америки и заработала четыре номинации на «Оскар».

«Таксист», 1976

Спустя год после того, как во Дворце фестивалей была обнаружена бомба – неудавшаяся попытка террористической атаки, – в 1976 году перед каннской публикой предстала ​​премьера шедевра Мартина Скорсезе. «Таксист» стал мишенью президента жюри Теннесси Уильямса, который раскритиковал зашкаливающее число сцен кровопролития в фестивале того года. «Наблюдение за насилием на экране – жестокий опыт для зрителя», – сказал Уильямс репортерам. Тем не менее каннское жюри не могло отрицать художественные достоинства картины и в конечном итоге присудило «Таксисту» Золотую пальмовую ветвь. «Половина зрителей поднялась и аплодировала, – вспоминает продюсер Майкл Филлипс. – Другая половина свистела». Но Скорсезе этого не увидел: узнав, что Теннеси Уильямс раскритиковал «Таксиста», режиссер пропустил церемонию награждения и улетел обратно в США.

«Криминальное чтиво», 1994

Когда «Криминальное чтиво» выиграло Золотую пальмовую ветвь, больше всех был удивлен Квентин Тарантино. «Я никогда не ожидаю, что выиграю что-нибудь, потому что я не снимаю такие фильмы, которые объединяют людей», – сказал режиссер. «Я снимаю такие фильмы, которые разделяют людей». Криминальная эпопея режиссера была в тот год самым обсуждаемым фильмом в Каннах, хотя, как отметила Los Angeles Times, «не обязательно вызывала наибольшее восхищение». Например, зрители куда теплее приняли романтический фильм Кшиштофа Кесьлевского «Три цвета: красный».

«Необратимость», 2002

Спорный и вызывающий триллер Гаспара Ноэ до сих пор остается самой скандальной премьерой в истории Канн. По оценкам, не менее 200 зрителей вышли из показа, а еще 20, как сообщается, нуждались в медицинской помощи после обморока. «За 25 лет работы я ни разу не видел такого на Каннском фестивале», – сказал BBC представитель пожарной команды. «Сцены в этом фильме невыносимы даже для нас, профессионалов». 

В главных ролях в ленте – тогдашняя пара Венсан Кассель и Моника Беллуччи. В фильме рассказывается, как  мужчина пытается отомстить человеку, изнасиловавшему его девушку. Одна из самых жутких сцен – девятиминутное изнасилование героини Беллуччи, единственная сцена в фильме, где камера остается в фиксированном положении. Даже два десятилетия спустя эти сцены невозможно смотреть.

«Мария-Антуанетта», 2006

Взгляд американского режиссера Софии Копполы на историю французской королевы Марии-Антуанетты должен был поляризовать европейскую аудиторию. А после оскароносного успеха «Трудностей перевода» София Коппола привлекла еще больше внимания к своему высокобюджетному биографическому фильму. «Мы всегда знали, что французы защищают свою историю, и это одна из проблем», – сказала режиссер на премьере. «Но я намеренно хотела сначала показать это во Франции». 

«Мария-Антуанетта» была встречена в Каннах холодно. Газета The New York Times сообщила, что после просмотра в воздухе раздались «похотливые возгласы и короткие аплодисменты». Многие критики выделили в фильме роскошные визуальные эффекты, но не историческую точность, однако Коппола восприняла критику спокойно. «Я думаю, что лучше получить реакцию, чем посредственный ответ», – сказала она. И, как и в большинстве фильмов в этом списке, с тех пор рейтинг и критическая оценка «Марии-Антуанетты» только выросли.

«Антихрист», 2009

Ларсу фон Триеру не привыкать к скандалам. Датский режиссер на протяжении всей своей карьеры подвержен критике за женоненавистничество и жестокое обращение с актерами на съемках.  Бьорк поклялась никогда больше не сниматься в кино после работы с Фон Триером над «Танцующей в темноте». Николь Кидман прошла через все трудности на съемочной площадке «Догвилля», а ее напарник Пол Беттани назвал этот опыт «восемью чрезвычайно долгими неделями в самом удручающем месте, в котором я когда-либо был в своей жизни».

«Антихрист» оказался еще более мрачным местом. Действие начинается с медленной смерти ребенка, падающего из окна, и дальше все становится только ужаснее. Находясь в душе и занимаясь сексом во время инцидента, неназванные родители ребенка уходят в хижину в лесу, где горе и чувство вины начинают сводить их с ума. Шарлотта Генсбур получила награду за лучшую женскую роль, а Фон Триер в тот же год получил специальную антипремию от жюри, которое объявило «Антихриста» «самым женоненавистническим фильмом самопровозглашенного крупнейшего режиссера в мире»...

«Жизнь Адель»

Романтическая драма рассказывает о бурных отношениях между свободолюбивой художницей (Леа Сейду) и девушкой-подростком (Адель Экзаркопулос). Фильм Абделатифа Кешиша вызвал в Каннах восторженные отзывы, в том числе за десятиминутную сцену секса между Сейду и Экзаропулос. Каннское жюри разделило Золотую пальмовую ветвь между двумя актрисами и их режиссером. Фильм был готов стать любимцем сезона премий, но спустя несколько месяцев две актрисы рассказали об «ужасных» условиях, в которых Кечиче поставил их во время съемок.

«Когда мы были на съемках, я поняла, что он действительно хотел, чтобы мы дали ему все», – сказала Адель Экзаркопулос. «Большинство людей даже не осмеливаются просить о том, что он делал». Сейду утверждала, что съемка сексуальных сцен была унизительной и заставляла ее чувствовать себя «проституткой». Обе актрисы заявили, что никогда больше не будут работать с Кешише, который отверг все утверждения о жестоком обращении, назвав высказывания Сейду «клеветническими».

Каннский кинофестиваль 2021 ·

Еще в разделе Кино

Популярное