Все сказки Андерсона: в Вене открывается выставка режиссера Уэса Андерсона

05 ноября 2018

В венском Музее истории искусств открывается самая загадочная выставка за всю его 130-летнюю историю – «Мумия Шпицмауса в гробу и другие сокровища». Ее кураторы – режиссер Уэс Андерсон и его жена, художница Джуман Малуф.

Уэс Андерсон и Джуман Малуф очень любят Вену. Во время своих визитов они проводят субботнее утро в Музее истории искусств на площади Марии Терезии. «Впервые встретившись с ними, я был удивлен их доскональным знанием нашей коллекции», – говорит Яспер Шарп, куратор отдела модерна и современного искусства. В 2009 году одна из картин музея  стала основой для постера мультфильма «Бесподобный мистер Фокс».

Уэс Андерсон и Джуман Малуф

«Мумия Шпицмауса в гробу и другие сокровища» – кураторский дебют Уэса Андерсона и одновременно самый загадочный проект музея. Ни режиссер, ни Джуман Малуф интервью не дают. Вместо этого они сняли трейлер выставки – он, правда, не удовлетворяет любопытство зрителей, а лишь усиливает интригу. Несколько сотен экспонатов из коллекции музея под аккомпанемент национального хора провинции Муунгано (Танзания) сменяют друг друга за минуту, в ускоренном режиме. Тут есть египетские мумии, музыкальные инструменты, живопись, оружие, королевские бриллианты, императорские кареты, китайский фарфор и костюмы. И все.

Интервью за Уэса Андерсона дает Яспер Шарп. Он слегка взволнован и говорит, что ничего подобного его родной музей никогда не делал. Хотя здесь есть традиция приглашать к сотрудничеству непрофессиональных кураторов: в 2012 году таким гостем был американский художник Эд Рушей, а в 2016-м – британский керамист и писатель Эдмунд де Валь. «Решение, кто станет следующим «звездным» куратором, пришло в январе 2015 года: по просьбе друга я провел субботнее утро в компании Уэса Андерсона и Джуман Малуф, показывая им нашу коллекцию современного искусства. Во время экскурсии стало понятно, что они отлично знают нашу коллекцию. Несколько часов за кофе, два имейла – и мы начали работу над выставкой».

У Уэса и Джуман были четкие вводные: провести несколько месяцев в архивах музея вместе с его сотрудниками, изучить всю коллекцию, которая охватывает 5000 лет, включает 4 млн объектов и находится в десятке австрийских зданий, от Вены до Инсбрука, – и лично отобрать экспонаты для выставки. Как они будут «играть» между собой, как будут презентованы, снимет ли Уэс Андерсон фильм по мотивам – все может быть, загадочно говорит Яспер.

Курировать секретную выставку Уэсу помогает его жена Джуман Малуф – художница по костюмам и дизайнер

Не будет ни пресс-показов, ни конференций – так захотел Уэс. Тем временем в интернете пресса и поклонники в шутку уже предлагают режиссеру свои топ-10 любимых произведений музея, которые он мог бы выбрать. Мне больше всего нравится униформа австро-венгерских королевских стражников начала XX века: на расшитый камзол небрежно наброшен огромный меховой воротник. Уэс Андерсон неравнодушен к красивой одежде, и в частности к хорошему меху, – вспомнить только шубу Fendi, в которой ходила Марго, героиня его «Семейки Тененбаум» в исполнении Гвинет Пэлтроу.

Курировать секретную выставку Уэсу помогает Джуман Малуф – художница по костюмам, дизайнер и иллюстратор. Пара вместе уже 20 лет: Джуман придумывала образы для некоторых героев в фильме «Отель «Гранд Будапешт"», а Уэс Андерсон посвятил жене фильм «Королевство полной луны». Два года назад у них родилась дочь Фрея.

У Джуман яркий стиль: она любит винтаж, платья с кружевными воротничками, бархат и брошки – и одевается только в тех магазинах, где можно найти старые коллекции Gucci и Dries Van Noten. Наверняка ее умение замечать новое в старых вещах сыграет свою роль в этой выставке.

С 6 ноября 2018 по 28 апреля 2019 в венском Музее истории искусств

Текст: Дарья Слободяник

выставка · искусство ·

Еще в разделе Арт

Популярное