RU UA

Журнал VOGUE

Подписаться
Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

Что нужно знать о выставке номинантов премии М17 Sculpture Prize

21 февраля 2021

В Центре современного искусства М17 до конца марта продлится выставка работ номинантов премии М17 Sculpture Prize. Тем, кто любит современную скульптуру, настоятельно рекомендуем посетить.

«Звездопад», работа Даниила Галкина

Тема проекта – «Корни и пыльца». В нем организаторы (арт-центр М17 и фонд Adamovskiy Foundation) предлагают художникам поразмышлять о своих корнях, в том числе в современном контексте, и о том, как происхождение и личная история формируют мировоззрение отдельного человека и общества в целом. На экспозиции Roots and Pollen, созданной по итогам конкурса, представлено 12 работ (всего в финал попали 13 участников, двое из которых работают в тандеме). Номинантами стали Михаил Алексеенко, Василина Буряник, Катя Бучацкая, Даниил Галкин, Влад Голдаковский, Василий Грубляк, Марта Дяченко, Андрей Кириченко, Тарас Попович, Анна Тарадина, Даниил Шумихин, а также творческая группа Богдан Локатыр & Маргарита Журунова.

Preset, работа Катерины Бучацкой

Об отборе участников рассказала Катерина Рай, куратор выставки финалистов: «Мы пригласили к участию художников со всей Украины, а к оцениванию — международных экспертов, с которыми уже давно сотрудничаем. Это Марианна Вагнер – куратор Мюнстерского скульптурного парка, Лиза Паролла – независимый куратор и консультант центра Fondazione Merz в Турине, Хелен Феби – глава кураторской программы Йоркширского скульптурного парка. Они должны были определить десятку номинантов, которые будут бороться за приз, но у некоторых художников баллы совпали, поэтому отобрали дюжину».

Preset, работа Катерины Бучацкой

Одна из номинанток на премию живет за пределами Украины. Марта Дяченко переехала в Берлин еще подростком. В своей работе художница не только оглядывается в прошлое, связывая его с настоящим, но и смотрит со стороны, сквозь призму уже неукраинского контекста. О своем «Летающем острове» Марта говорит так: «В моих детских воспоминаниях доминируют разбитые автомобильные дороги, которые сообщают спальные районы Киева с его центром, а также полуразрушенные сооружения 1990-х – начала 2000-х. Бетон с торчащей арматурой и облупившаяся плитка описывают определенное состояние разрушения, которое ненароком обнажает внутренние элементы зданий. Это состояние повлияло на мое видение и восприятие пространства Берлина во времена моей учебы там. В конкурсной работе я сочетаю элементы ландшафтов из детских воспоминаний (периода начала формирования моего понимания пространства) с элементами ландшафтов Берлина и порта Роттердама. Так создается новый фиктивный рельеф, который объединяет состояния разрушения и новостроя».

«Летающий остров» Марты Дяченко

К воспоминаниям не только личным, но и коллективным, привычным для нескольких поколений украинцев, обращается и молодой художник Михаил Алексеенко. Выставочное пространство проекта начинается с его остроумной работы — скульптуры из советского хрусталя, который давно стал объектом ироничных высказываний в нашей стране, своеобразным «мэмом».

«Хрустальная мечта» Михаила Алексеенко

«После смерти моей бабушки осталось много хрусталя. Она собирала и хранила его, как и большинство советских граждан. Использовать хрусталь по назначению в семье было запрещено. Бабушка берегла его для особенного случая, который так и не состоялся. Бабушки давно уже нет в живых, а мечта осталась. Советская идеология строительства лучшей жизни, стремительного подъема, пафосного величия отпечаталась в быту обычных людей. А их хрупкая мечта оставила после себя ощущение переменчивости и нестабильности всего сущего», — объясняет Алексеенко замысел своей «Хрустальной мечты».

Все произведения, представленные на итоговой выставке, одинаково интересны, и каждое заслуживает подробного изучения. Даниил Шумихин (проект “Нестойкие связи с будущим в данных условиях”) – единственный из номинантов, который отдает предпочтение исключительно скульптуре.

“Нестойкие связи с будущим в данных условиях”, работа Даниила Шумихина

Уникальной выглядит световая инсталляция Василия Грубляка под названием «Эгрегор» — она занимает практически треть зала, наполняя зрителя чувством тихой торжественности. Грубляк — едва ли не единственный украинский художник, который работает в технике световой скульптуры, свет – основной материал его работы.

«Эгрегор» Василия Грубляка

«Главная цель M17 Sculpture Project — развитие трехмерного искусства в Украине и исследовательская работа. Также мы помогаем художникам продвигать их творчество в Украине и за границей, ищем для них возможности участия в проектах, акциях, выставках. Помогаем подаваться на гранты, составлять резюме. Мы вместе развиваем эту сферу», — акцентирует Катерина Рай.

«Эгрегор» Василия Грубляка

Победителей премии объявят 27 февраля, а экспозицию можно осмотреть до конца марта. Жюри премии М17 Sculpture Prize состоит из иностранных кураторов, что позволит более объективно оценить актуальное украинское искусство в мировом контексте. Сама же выставка – прекрасный пример того, как меценаты и коллекционеры могут поддерживать создание нового искусства. Не только выставками, включением работ в музейные коллекции и публичными продажами, а и участием в дорогостоящем производстве скульптур, что помогает художникам скорее попадать в публичное пространство.

Текст: Светлана Старостенко

выставка ·

Еще в разделе Арт

Популярное