Продолжая просмотр сайта, вы соглашаетесь с тем, что ознакомились с обновленной политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie.
Соглашаюсь

4 перформанса, которые оставили след в современном искусстве

10 апреля 2019

От Марины Абрамович до Криса Бурдена. Vogue.ua рассказывает о самых ярких перформансах ХХ века.

Сложно переооценить роль перформанса в современном искусстве. Он создает новые смыслы, ставит под сомнение истины и с помощью человеческих действий разрушает границы искусства. Перформанс неоднозначен – и это его главная особенность. Vogue.ua  вспоминает о самых важных перформансах ХХ века – от Марины Абрамович до Криса Бурдена. В них художники говорят о неоднозначных отношениях с человеческим телом, непринятии политических реалий и о взаимоотношениях между людьми. 

Йозеф Бойс, «Я люблю Америку, а Америка любит меня» (1974)

Йозеф Бойс – немецкий художник, один из главных представителей международного течения «Флуксус», а также ярый противник вьетнамской войны, что доказывает его политический перформанс «Я люблю Америку, а Америка любит меня». В 1974 году для осуществления своей акции он из Дюссельдорфа прилетел в Нью-Йорк. Прямо из аэропорта Йозеф, закутанный в войлок, на носилках и на карете скорой помощи был доставлен в галерею Рене Блок. Перформанс заключался в том, чтобы провести три дня наедине с диким койотом. Таким образом, Бойс выступил против американской цивилизации, за возвращение к архаичной Америке, ведь койот – символ первобытной Америки. После окончания акции Бойс обнял койота и так же на носилках, в карете скорой помощи был доставлен в аэропорт, ни разу не ступив на американскую землю. Сам художник рассказывал об этом так: «Я хотел оградить себя и не видеть ничего в Америке, кроме койота».

Орлан, «Вездесущность» (1993)

Орлан – французская художница, феминистка, автор многих персональных выставок, а также кавалер ордена Искусств и литературы Франции. В начале 90-х художница прославилась проектом «Перевоплощение святой Орлан» из девяти рискованных перформансов, в том числе заключающей акцией «Вездесущность». Орлан пожертвовала своим телом ради искусства, превратив себя в арт-объект и став моделью для пластической хирургии. В прямом эфире американский хирург Марджори Крэмер трансформировала различные части лица художницы, вводя в них силикон. Орлан активно выступает в защиту прав женщин, поэтому целью проекта было отрицание навязанных стандартов красоты.

Крис Бурден, «Транс-Фикс» (1974)

  

                               

Крис Бурден – американский художник, один из пионеров боди-арта, который превратил свое тело в арену для экспериментов. Огонь, свинец, битое стекло, электричество, пули – это еще не полный арсенал того, что он использовал в своих провокационных перформансах. Центральная тема его акций – личная опасность. В 1971 году состоялся первый громкий перформанс Бурдена «Выстрел». Во время акции художнику с расстояния пяти метров прострелили левую руку. Этот перформанс интерпретируют как заявление о разрешении американцам носить оружие во время вьетнамской войны. В 1974 году художник проводит свой второй известный перформанс «Транс-Фикс». Бурден лежал лицом вверх на Volkswagen Beetle, а обе его руки были пригвождены к задней части машины, инсценируя распятие. Этот перформанс был увековечен в песне «Joe the Lion» Дэвида Боуи.

Марина Абрамович и Улай, «Энергия покоя» (1980)

Художники и бывшие возлюбленные – Марина Абрамович и Улай – провели множество совместных перформансов, транслируя через искусство все тонкости и сложности любовных отношений. Перформанс «Энергия покоя» был проведен в Амстердаме в 1980 году. Во время акции художники стояли друг напротив друга, держась за огромный лук, при этом падая назад. Улай держал тетиву и стрелу, нацеленную прямо в сердце художницы, а Марина – сам лук. Интересной деталью перформанса стали микрофоны, которые были прикреплены к телам художников, отслеживая и передавая их сердцебиение. Главная идея перформанса – показать важность доверия в отношениях. Позже Марина Абрамович рассказала, что это было самое тяжелое произведение, ведь ответственность за ее жизнь была в чужих руках.

По материалам Vogue.fr

искусство ·

Еще в разделе Арт

Популярное