Осенью сразу в двух украинских издательствах вышли новые книги Любка Дереша – "Миротворець" и "Остання любов Асури Махараджа". О своих первых взрослых книгах 29-летний писатель рассказал Валентине Клименко.
Фото: Philip Vlasov
Стиль: Olga Yanul
Когда наш стилист Ольга Януль предложила Дерешу сняться для Vogue в образе дервиша-суфия, она не знала, что совсем недавно Любко жил в египетском поселке Дахаб и здесь же происходит действие его повести "Святий?Христофоре, молися за нас", а весь последний роман пронизан эстетикой суфизма. Очевидно, хорошие стилисты умеют читать книги по лицам писателей. "Хоть я и родился в Украине и, насколько знаю, все мои корни тоже украинские, путешествуя по южным странам – Индии, Египту, Киргизии,?– я чувствовал себя там довольно органично и практически растворялся среди людей южной внешности. Интересно было поиграть с этим образом еще раз: это ведь в некотором роде актерская игра, так называемый "нулевой театр"". В платье дизайнера Кати Березницкой с тяжелой юбкой солнце-клеш и каракулевой оборкой Дереш закружился в танце дервишей и, устремив взгляд на поднятую вверх правую руку, дисциплинированно кружил, пока оператор снимала видео для сайта (смотрите по ссылке. – Прим. ред.). До транса дело не дошло, потому что в Киргизии, в рамках программы доктора Назаралиева по раскрытию внутреннего потенциала, Дереш освоил только азы этого сложного религиозного ритуала.
Шерстяной джемпер, Katja Bereznitsky
В августе Любомиру исполнилось 29 лет, 11 из них он – модный писатель. Когда начинающему литератору издательство предложило контракт на книгу "Культ", ему еще не было восемнадцати и документы подписывали родители. Этот беспрецедентный случай в украинской литературе надолго закрепил за Дерешем ярлык вундеркинда и совпал с мировым трендом: произведения юных писателей в то время начали пользоваться огромным спросом. В Италии зачитывались книжками 18-летней Мелиссы Панарелло, в Америке скупали роман "Эрагон" 18-летнего Кристофера Паолини, а в России был бум на первый роман 18-летней Ксении Букши. Когда на 18-летнюю Франсуазу?Саган свалились слава и огромный гонорар за роман "Здравствуй, грусть", отец дал ей совет: потратить деньги немедленно, иначе в этом возрасте они могут испортить всю дальнейшую жизнь. Любко не помнит, на что истратил гонорар за первую книгу. А вот на первую валюту за чтения в Берлине он накупил много дисков и виниловых пластинок: "Я тогда был музыкальным фанатом, в Украине такого добра не было, а возможность наконец-то купить диски исполнителей, о которых я только слышал краем уха, – это было вау".
Джемпер, Nicolas Andreas Taralis; накидка изо льна, Katja Bereznitsky
"Я уехал из Киева, потому что тогда закончились и важные для меня жизненные истории, и определенный период в литературе. Нужно было сменить сферу деятельности, обстановку. Есть такой глагол – "пресытиться". Дереш уехал на Синайский полуостров, жил там с семьей и зарабатывал уроками йоги для туристов и местных жителей. Однажды к нему в Дахаб приехал писатель Сергей Жадан с женой. "Состоялась встреча – не на Эльбе, а на Акабе. Украинская литература нашла меня и там",?– улыбается Любко.
Он мимоходом роняет, что расстался с женой и теперь у него новая девушка. Из достоверных источников и "Фейсбука" узнаем, что это Полина Ерко, дочь известного художника, автора детских иллюстраций к книгам издательства "А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га" Владислава Ерко. Дереш не любит говорить о личном: "Есть вещи, которыми мы можем делиться, а есть сокровенное – то, что мы оставляем для близких людей. Современные отношения удешевляет то, что люди делятся своими внутренними переживаниями без соответствующей культуры: тенденция выкладывать малейшие душевные переживания в социальные сети напоминает, как говорил философ Сергей Дацюк, душевный стриптиз. И когда мы хотим поговорить о чем-то по-настоящему важном с другими людьми, мы чувствуем, что все слова и понятия обесценились – пустота. Всему свое время и место – это, мне кажется, и есть культура".
Платье-сорочка, Lost?&?Found
В прошлом году после пятилетнего перерыва Любко Дереш выпустил роман "Голова Якова" – по словам писателя, это переходная работа от молодежной литературы ко взрослой. У литературных критиков было другое мнение: роман получил награду "Золота булька" как самое плохое литературное произведение 2012 года. На триумфальное возвращение в литературу не похоже, но вот спустя год Любко предлагает новые книги – для повзрослевших ровесников и людей постарше. "Как сказала писательница Наталья?Сняданко, молодежная литература отличается от взрослой не тематикой, а глубиной проникновения в тему. У меня не пропал интерес к пограничным состояниям человека, но если в юности эти вопросы решались самым простым способом – через описание химических веществ, с помощью которых можно расширять границы мировосприятия, то сейчас, мне кажется, я нашел более тонкие способы показать, как может меняться наше сознание. И для этого совсем не обязательно употреблять допинг".
Его новые произведения напоминают притчи, в которых разные герои в разных декорациях разыгрывают одну и ту же партию – борьбу добра со злом. Кажется, начитавшись религиозных, философских и эзотерических книг, Дереш хочет найти ответы на свои личные вопросы. На тех участках, где ответы найдены, чувствуется некое назидание. И опять он, кажется, попадает в поколенческий мейнстрим: на что опираться? какие ценности приоритетны, вне зависимости от Молоха времени? как организовать будущее?
Мы долго беседовали с писателем в тихом кафе. Я пила третью чашку американо, он допивал чайник травяного чая, и вдруг я уловила главную странность: в Дереше совершенно нет цинизма. "Судя по тому, что наложение рук и превращение воды в вино пока не удается, думаю, что цинизм все-таки есть, – говорит он без тени улыбки и кокетства. – Цинизм действительно болезнь нашего времени, она разъедает стержень жизни. Это неспособность глубоко воспринимать духовные ценности. Мы оставляем дистанцию между святынями и собственным сердцем, и это, безусловно, отделяет нас от огромного пласта духовного наследия, духовной литературы и культуры. У нас остается все меньше возможностей правильно прочитывать произведения искусства, которые были вехами эпохи Возрождения или периода барокко, а также современные произведения духовного характера – мы смотрим на них в светской трактовке, и многие измерения остаются недоступными для нас". Дереш говорит: чтобы выйти из гетто постмодернистской критики, которая навязывает циничное восприятие мира, нужно сделать шаг в сторону – за флажки, за привычную линию. И он этот шаг сделал.
Фото: Philip Vlasov
Стиль: Olga Yanul
Груминг: Vitalia
Продюсер: Valentina Tarkovskaya