В 2014 году писательница София Андрухович ("Літо Мілени", "Старі люди", "Жінки їхніх чоловіків", "Сьомга") представила публике свой новый роман "Фелікс Австрія", который уже стал бестселлером. Это историческое произведение, действие которого разворачивается в начале ХХ века в Австро-Венгерской империи, в городе Станиславове (теперь Ивано-Франковск), на тщательно выписанном фоне эпохи – судьбы двух женщин Адели и Стефы, тесно связанных между собой. "Очень трудно говорить, о чем этот роман, я не хочу его анализировать, потому что анализировать собственные тексты очень вредно, и в то же время нужно заинтересовать читателя. Можно сказать, что он о любви, которая становится западней, но это лишь одно из определений", – рассказывает София в интервью Vogue.ua.
- София, в прошлом году вы публиковали в Литературном спецпроекте Vogue . ua отрывок из своего романа. Получается – это был тизер "Фелікс Австрія"?
- Нет. Тот роман я не дописала, из него возник "Фелікс Австрія". Там была амбициозная задумка, на которую нужно много лет жизни и работы. Он должен был строиться на разных бытовых вещах, из которых состояла жизнь людей – что-то вроде энциклопедии. К тому же я хотела взять целое столетие – от начала и до конца ХХ века, разные места, судьбы , войны. Потом я поняла, что мне не хватит силы долго работать над этим материалом, потому что хочется быстрее увидеть результат. И я упростила себе задание.
- Вы помните тот момент, когда поставили финальную точку в романе "Фелікс Австрія"?
- Тогда был "Книжный Арсенал", на который я очень хотела поехать, но осталась дома, потому что дописывала роман. Андрей (Андрей Бондарь – писатель, муж Софии Андрухович. – авт.) как раз общался с издателями Марьяной Савкой и Николаем Шейко, позвонил и сказал, что они уже не могут дождаться текст. А мне было сложно с ним общаться, потому что я была в процессе, в горячке: нужно было свести воедино все линии – не только сюжетные, но и образы, ничего не пропустить, отчасти это математика, а не литература. Это очень важно – как начинается роман и как заканчивается. Есть такая категория читателей, которые любят читать новую книжку с конца, с последнего абзаца – я сама раньше так делала, и для них нужно было постараться. Я потом с удивлением перечитывала то, что написала в тот день, и не узнавала – это было гипнотическое состояние.
- В какое время происходит действие романа?
- В 1900-м году, на протяжении одного года.
- Традиционная влюбленность галичан в Франца Иосифа имеет место?
- Немножко есть, но я на этом не акцентировала внимание. Ведь в то время он был императором, и в некоторых сценах невозможно было его не упоминать. Например, когда люди встречались и говорили о политике, как мы сейчас говорим о современных политиках.
- В блоге вы написали, что увлекались изготовлением мыла, собрали коллекцию духов, этот опыт нашел отражение в романе?
- Да, для меня запахи – один из главных образов. Я очень люблю канадскую писательницу Маргарет Этвуд, она тоже очень тонко разбирается в запахах и хорошо умеет их описывать.
- Не хотели выдумать и создать свой запах вместе с профессиональным парфюмером, сейчас это возможно и популярно.
- Не интересовалась, есть ли такая возможность в Украине, а в России мода на такие штуки началась. Есть парфюмеры, которые из эфирных масел делали натуральные парфюмы в маленьких дозах, в домашних условиях, но я не решилась – это было на уровне мечты. Это очень сложно, титанический труд, нужно очень хорошо знать химию и разбираться в технологии, так что маловероятно, чтобы человек с улицы мог сделать что-то интересное. У меня была коллекция парфюмов, но я их раздарила и растеряла. Период увлечения был коротким и страстным, потом заинтересованность ушла – самые любимые запахи оставила, но очень редко к ним заглядываю.
- Название романа вам подсказал отец, Юрий Андрухович. Он был первым, кто прочитал произведение?
- Одним из первых, но не первым. Роман прочитали около 10 человек, в том числе и очень талантливый ивано-франковский поэт Ярослав Довган, редактор издания. Ярослав – близкий друг моего отца, он давно не пишет, ведет замкнутый образ жизни, работает редактором. Я очень ему доверяю, и то, что он редактировал текст, для меня много значит.
- Львовское издательство "Видавництво Старого Лева" предложило издать роман, не читая, доверяя вам, как писателю, или прочтя фрагмент?
- Доверяли. Мы договорились еще на том этапе, когда я пересказала идею романа. Потом я сама решила выслать им фрагмент со словами: а вдруг вам не понравится, посмотрите, что вы собираетесь издавать. Я отправила главному редактору издательства Марьяне Савке отрывок 16 или 17 февраля, а через два дня начались самые тяжелые Майданные события, и, конечно, Марьяна не могла его как следует проанализировать. Я понимаю, что из отрывка она не сложила общего мнения о тексте, и только прочитав роман полностью, позвонила и высказала свое мнение.
- Ви дали обет не стричь волосы, пока не допишете роман, выдержали?
- Да. Я планировала сразу же пойти и постричься, но теперь почему-то оттягиваю момент. Всю жизнь я ходила с короткой стрижкой и мечтала поменять прическу, но это тяжело, потому что каждый лишний сантиметр кажется мне 10 сантиметрами, и мне долго не удавалось отрастить волосы .
- Для меня лучшей рекламой вашего романа был блог на странице издательства, где вы рассказывали, что делали 7 лет, пока не писали книги, о праве на неудачную книгу, о том, как йога помогала вам писать.
- Этот текст, все равно, шутливый, я бы не советовала воспринимать его буквально. Йога помогает мне не только в письме, вообще во всем – я нашла какую-то опору, которая помогает жить. Йога не есть чем-то главным в жизни, это просто инструмент, который заряжает энергией, расслабляет и помогает смотреть на вещи с другой позиции.
- Вы занимаетесь с тренером?
- Раз в неделю в группе и ежедневно дома сама.
- Наше время диктует жесткие правила: люди стремятся к успеху, показывают, какие они целеустремленные, организованные, выносливые и трудолюбивые. Вы же не боитесь рассказывать о своих человеческих слабостях – лени, неорганизованности...
- На самом деле, я начала учиться этому несколько последних лет. Просто мне кажется, что это современное давление ограничивает и изнуряет, мешает действовать лучшим образом и вообще мешает жить. Люди постоянно напряжены из-за того, что им что-то не удается, что они не продуктивны и не плодотворны. Страх забирает большую часть сил. А если ты даешь себе возможность быть просто человеком, ослабить страхи и понять, что в спокойном состоянии ты можешь сделать больше – тогда ты и будешь более продуктивным.
- У вас в голове уже есть следующая история или возьмете паузу?
- У меня есть идея для следующего большого проекта, но ему нужно посвящать много времени. Я хочу дождаться затишья после презентаций "Фелікса", а поскольку писать очень хочется, то сейчас я сочиняю рассказы – очень люблю этот жанр. С одной стороны, это небольшие зарисовки, в каждой из которых может уместиться целая жизнь, но они не требуют большого вложения времени и энергии. Рассказ можно сделать за несколько дней и отдыхать, набираться впечатлений, искать новые идеи. С другой стороны я воспринимаю рассказы как упражнения. В "Феліксі" я довела до максимума и полностью использовала определенный художественный язык, характерный для меня. Дальше неинтересно пользоваться тем же методом, хочется для себя что усложнить или упростить, найти другое, чтобы не повторятся. И рассказы – отличные упражнения для поиска этого нового метода.
Фото: Inna Franko
Стиль: Olga Yanul
Прическа: Denis Yarotskiy
Макияж: Vitalia
Ассистент стилиста: Olga Zhizhko
Читайте также:
София Андрухович и Марьяна Прохасько о своей первой детской книге