VOGUE UA CONFERENCE
search Created with Sketch.

Искусство видеть: девушки, которые делают новое украинское кино

15 июля 2017

Накануне Одесского международного кинофестиваля Vogue UA рассказывает о девушках, которые создают новое украинское кино. 

Текст: ДАРЬЯ СЛОБОДЯНИК

Фото: JULIE POLY, ANTON KOVALENKO

Стиль: VENYA BRYKALIN

Екатерина Молчанова

Три главные роли за три года: Екатерина Молчанова – самая востребованная актриса в стране.

Платье из вискозы, Sies Marjan; серьга, латунь, смола, Simone Rocha

Актрису Екатерину Молчанову любят все. Режиссеры Влад Троицкий и Мирослав Слабошпицкий, которые снимались с ней в фильме «Моя бабушка Фанни Каплан», называют ее будущим украинского кино; продюсер Денис Иванов говорит, что Катю обожает камера; а актриса Римма Зюбина, которая вместе с ней была номинирована на первую украинскую кинопремию «Золота дзиґа» и ее выиграла, за кулисами призналась, что приз должна была получить Молчанова – мол, именно она – главное открытие года. Так вышло, что за последние три года Екатерина сыграла три главные роли в большом кино – в лентах «Моя русалка, моя Лореляй» в 2015-м, «Моя бабушка Фанни Каплан» в 2016-м (приз как лучший иностранный фильм на Лондонском кинофестивале) и «Уровень черного», который выходит в прокат этим летом. Поэтому для многих именно она – лицо нового украинского кино. Успех бежит впереди Кати: киношники между собой по-доброму шутят, что на каждом питчинге Госкино есть два-три режиссера, которые говорят, что в их новых фильмах будет сниматься Молчанова.

Сама актриса к своему успеху относится скептически. «Хочется новых имен, – задумчиво говорит Молчанова, которая окончила бизнес-факультет Одесского университета и хорошо знает, что без конкуренции не будет развития. – Хочу, чтобы в следующем году на «Золоту дзиґу» номинировали не трех актрис, а пять, семь… Классных ребят вокруг много, просто я попала в нужное время и в нужное место. Вы только зайдите в институт Карпенко-Карого, там же не студенты – бриллианты. Готовые звезды!»

У Молчановой роскошная внешность: рыжие кудри, карие глаза, по лицу щедро рассыпаны веснушки. Как настоящая одесситка, она смешливая, живая, остроумная. Сниматься в кино – да и только: фактура хоть куда. Но до съемок Катя чего только не перепробовала – работала официанткой, менеджером по рекламе и даже натурщицей в одесской Грековке, где ее обожали местные художники.


Ходила в походы – к камчатским вулканам. Тут так и просится история о том, как на улице в Одессе ее, рыжую и красивую, заметил важный режиссер и предложил главную роль, но нет – первые съемки на Одесской киностудии. были такие неудачные, что отбили у Молчановой всякое желание сниматься.

О кино с актрисой можно говорить часами. У нее интересный опыт: после переезда из Одессы в Киев Катя несколько лет работала ассистентом кастинг-директора. Была киношным «разнорабочим» – наливала чай на площадке, будила по утрам пьяных актеров, чтобы они приехали на съемки, искала их по всему Киеву, выслушивала их мелодраматичные истории. О минусах нового украинского кино прямолинейная Молчанова говорит без кокетства. «В прошлом году с фильмом «Моя бабушка Фанни Каплан» я была на кинофестивалях в Англии, Ирландии и Германии, и все мои европейские коллеги удивлялись: вау, ты – молодая актриса, как ты сделала три главные роли без агента?» Институт агентов, жалуется Катя, в Украине не развит, и если в Штатах ни один даже начинающий актер не работает без менеджера, то у нас эти функции выполняет сам артист.

Молчанова славится тем, что режиссеры дают ей главные роли без проб, хотя сама актриса на это сетует – мол, очень любит ходить на пробы. «Это же не работа, это кайф». Пробы Катя сравнивает со свиданием – и говорит, что в первые минуты сразу чувствует, сложится ли у нее что-то с режиссером или нет. «Провал – это когда ты смотришь на режиссера и видишь, что ты его вообще не возбуждаешь. Это становится ясно сразу. Ты же на свидании сразу чувствуешь, будет ли второе свидание, будет ли у вас секс. Так и на пробах. Те фильмы, в которых я снималась, – это была любовь с первого взгляда».

Три месяца назад Катя родила дочь Веру – и теперь ходит на пробы вместе с ней.

Марина Степанская

Дебютный фильм «Стремглав» Марины Степанской еще не показали в Украине, но уже оценили на международных фестивалях.

Топ из ацетата, Roland Mouret; брюки из вискозы, Alexander Wang; браслет, латунь, смола, Simone Rocha; кожаные босоножки, Gianvito Rossi; кольцо – собственность героини

Мы встречаемся с Мариной за пару дней до старта Каннского фестиваля. В рамках Кинорынка – секции для кинодистрибьюторов – покажут ее дебютный полный метр «Стремглав», драму о современном Киеве. Режиссер мыслит практично и говорит, что каннский Кинорынок – отличная возможность найти агента, который поможет продать фильм на европейский рынок. «Благодаря трем призам на Недели критики в Каннах фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя» за пределами Украины собрал гораздо больше, чем у нас. Это выход на следующий уровень».


Марине Степанской 35 лет: она хрупкая и невысокая, с короткой кокетливой стрижкой, мудрым взглядом и дипломатичным подходом к делу. Ей интересен человек – «с его пятнышками, фактурой и недостатками», и поэтому она снимает кино о таких, как она, и о том, что вокруг. «Существует расхожее мнение, что режиссер – это обязательно манипулятор. Я же думаю, что режиссер – организатор реальности. Но с реальностью нужно быть в партнерских отношениях: нельзя ее насиловать, потому что она тебя обязательно победит». Как и многие молодые украинские режиссеры, Марина окончила институт Карпенко-Карого, но делать кино училась не там. «Курсе на третьем я начала подозревать, что с нашим обучением происходит что-то не то, потому что все, что мы снимали, было так же далеко от кино, как китайские чашки с Троещинского рынка – от французской посуды».

Знания Марина собирала по кусочкам, посещая воркшопы и мастер-классы по всему миру. «Однажды я задумалась над тем, монтаж какого фильма мне нравится, и вспомнила «Торжество» Винтерберга. Нашла контакты монтажера, написала ей. Она согласилась принять меня на стажировку. Я приехала в Рейкьявик на два месяца и все это время сидела у нее за спиной, пока она собирала новое кино». После была работа ассистентом на съемках фильма «Дау» российского режиссера Ильи Хржановского, и три года работы в Киеве «на сериалах».

Марина сняла три фильма, один успешнее другого: ее первый короткий метр «Каникулы» в 2013-м очень хвалили критики, второй – «Мужская работа» – стал лучшим короткометражным фильмом Одесского кинофестиваля в 2015-м, а «Стремглав», который в Украине покажут только летом, уже оценили на фестивалях в Вильнюсе и Карловых Варах. Марина говорит, что «Стремглав» – история о ней и ее друзьях. «Мне хочется пойти в кино и посмотреть фильм о людях, которые живут в Киеве, узнать, что с ними происходит и что они чувствуют». Но таких фильмов не снимают, поэтому Марина сняла сама, рассказав историю своего друга – музыканта, который вернулся в Киев после учебы и жизни в Швейцарии и столкнулся с реальностью – и депрессией. 


В киношных кругах Степанская известна как режиссер, у которого снимаются самые красивые актеры страны. В «Каникулах» главную роль сыграла Юлия Артюх – модель, которую Степанская увидела на Ukrainian Fashion Week. «Она сидела в компании, хохотала – и была очень красивая и свободная. Я решила с ней познакомиться и сказала: «Буду снимать про тебя кино». Большеглазую красотку Дарью Плахтий, которая сыграла главную роль в ленте «Стремглав», режиссер нашла в «Фейсбуке», а ее партнере по фильму Андрее Силецком узнала от друзей. «Все люди в кадре появляются от моей влюбленности в них», – улыбается Марина.

Несмотря на то что Степанская и ее молодые коллеги-режиссеры – Екатерина Горностай, Филипп Сотниченко, Никон Романченко – активно снимают и часто привозят призы с европейских  кинофестивалей, Степанская скептически относится к разговорам о новой волне украинского кино. Волна, считает она, подразумевает появление манифеста, а в Украине – «каждый пока занят своей индивидуальной вселенной»: кто-то снимает про войну, кто-то – про любовь. Хотя кое-что общее у молодых режиссеров все-таки есть. «Это попытка честного рассказа. Я думаю, авторское кино спасет скверный характер режиссера. В том смысле, что мы позволяем себе взять за критерий фразу «Я так вижу» – но не оправдывать этим самодурство, а отстаивать свое видение мира».

Марина Врода

В Украине есть две «Золотые пальмовые ветви». Одна из них – у режиссера и сценариста Марины Вроды.

Шелковая блуза, 3.1 Phillip Lim; шелковая юбка, Gabriela Hearst; браслет, латунь, Céline

Марину я застала в Киеве случайно. Последние два года она живет в Берлине и изучает режиссуру в Университете кино имени Конрада Вольфа – одной из самых старых и престижных киношкол Европы. Режиссер прилетела в Киев на пару недель – провести несколько встреч в Госкино. Осенью в Украине стартуют съемки ее первого полнометражного фильма «Степное», к которому Марина шла три года.

В 2011 году о Марине Вроде говорила вся страна. Выпускница института Карпенко-Карого, за свои деньги она сняла короткометражный фильм «Кросс», за свои деньги поехала с ним в Канны – и неожиданно получила «Золотую пальмовую ветвь» на конкурсе короткометражных фильмов. Главой жюри программы короткого метра был Мишель Гондри, который отметил работу украинской дебютантки. «Кросс» – 15-минутная зарисовка о школьном уроке физкультуры, на котором все ученики сдают кросс. Марина называет «Кросс» фильмом о будущем Украины, которая никак не определится, куда ей бежать.
Врода – второй человек в истории украинского кино, который привез в страну главный приз главного кинофестиваля в мире. Первым был Игорь Стрембицкий: в 2005-м он получил каннский приз за короткометражку «Подорожні», но после Канн неожиданно перестал снимать – как говорили его коллеги, не выдержал испытания славой. На вопрос о том, что Канны принесли ей, Марина уверенно отвечает: «Имя. Имя, которому доверяют. Открытую дверь в немецкий университет, финансирование Германии, доверие людей в мире. Ну и известность, конечно». 
Свою каннскую брошку Марина носит с гордостью, хотя излишняя публичность ей явно не по душе. Она без удовольствия вспоминает первую красную дорожку в Каннах и шумиху вокруг. «Важна не награда, а возможность продолжать делать свою работу. Должно существовать критическое поле, контекст. У нас же все умирает, не родившись: все пофотографировались, перепостили, обсудили в соцсетях – мол, как здорово, что Украина получила приз в Каннах, – и забыли. О чем, зачем, ради чего – дискуссии нет».
За культурным контекстом Врода в 2014 году отправилась в Германию – изучать режиссуру. Для 35-летней Марины это уже третье образование – после юридического института и университета Карпенко-Карого в Киеве. «Наш университет – это микромир. В группе девять человек из разных уголков мира – от Азии до Восточной Европы. У всех разные проекты, и все интересные. Мы пишем сценарии, создаем декорации, снимаем небольшие сцены. Обучение очень подробное – например, недавно у нас был семинар «Любовные сцены». Мы неделю разбирали самые известные любовные сцены в мировом кино: как они сделаны, о чем они. Знаете, кстати, что любовную сцену снять труднее всего? Сложно снимать сцену секса и понимать, о чем рассказ, зачем она нужна, что выражает в истории»...
Марина с интересом наблюдает за тем, как развивается кино в Украине. «Есть настроение, есть кинопремия, есть желание молодых режиссеров рефлексировать. Но пока картина не показана на фестивале класса А, ни о какой волне украинского кино говорить нельзя. Одесский кинофестиваль и «Молодость» – это хорошо, но кино невозможно вне мирового контекста. Если вы снимаете в отрыве от мировых тенденций, то вы снимаете провинциально». Свой первый фильм Врода сняла в 20 лет и первое, что сделала, – отправила его на несколько фестивалей.
Режиссуру Марина называет "преодолением": "Я творю, и воспринимаю, и жизнь, и кино, как творчество. Я организую пространство: кино - некий порядок, очень тонко и сложно организованный. Тут как в хирургии: нужно иметь холодный острый ум и сильные руки».

После нашей встречи она летит в Берлин – собирать команду для съемок фильма.

Тоня Ноябрева

Фаворитка «Молодости» и Одесского кинофестиваля, Тоня Ноябрева сняла новый фильм и отправляет его на Берлинский кинофестиваль.

Хлопковая блуза, Oscar de la Renta; брюки, ацетат, Khaite; кожаные босоножки, Gianvito Rossi; браслет – собственность героини

Тоня Ноябрева встречает меня на съемочной площадке своего первого полнометражного фильма «Герой нашего времени» и приветствует осипшим голосом. Идет третья неделя работы: снимали сначала в Отрадном, потом – в ЦУМе, а сейчас переместились в арт-центр «Изоляция» на Подоле, где в разгар мая так холодно, что вся команда свалилась с простудой. 34-летней Тоне Ноябревой, дочери популярного украинского ведущего Ильи Ноябрева, простуда работать не мешает. Она – тертый калач: выросла на съемках, много лет работала режиссером на телевидении, снимала клипы и ставила шоу украинским артистам – Тоня закалена шоу-бизнесом.
«Герой нашего времени» – история о простом парне из провинции, который приехал в Киев и устроился охранником в модный арт-центр, чтобы быть ближе к богеме и при случае найти работу поинтереснее.

В фильмах Тони Ноябревой всегда все честно: съемки проходят в галерее «Изоляция», которую пару лет назад открыла в Киеве известный куратор из Донецка Любовь Михайлова, а роль богемы играет киевский бомонд – ведущая Василиса Фролова, владелица комиссионки Goodbuyfashion Наталья Исупова, менеджер группы «Pianoбой» Ольга Шурова. «Я работаю с живыми людьми, – хрипит Тоня. – В моих фильмах зачастую нет прописанных диалогов, есть только точки и акценты, а актеры импровизируют по ходу. Как-то ко мне на кастинг пришел один известный актер и в разгар репетиции сказал – мол, у меня текст закончился. Больше мы с ним не виделись». Снимая два года назад короткометражку «Все буде добре», одну из главных героинь Тоня встретила в метро. «Это была обычная бабушка лет 70. Я проводила ее до дома, взяла номер телефона и уговорила сняться в моем фильме».


Ноябрева настолько не любит все искусственное, что многие сцены для своего нового фильма взяла из повседневной жизни. Например, пока мы с ней общаемся, в «Изоляции» строят хлев, куда через полчаса привезут поросят. На мой вопрос «зачем?» Тоня вспоминает точно такую же инсталляцию китайского художника Чжан Хуаня в PinchukArtCentre в 2013 году. Для художника этот проект нес особый смысл: в 2008 году в Китае случилось землетрясение, погибло много людей, а спустя 49 дней послекатастрофы среди обломков нашли поросенка, который выжил вопреки всему. Художник забрал животное к себе домой и посвятил свой проект чуду жизни. «Это был один из самых сильных перформансов в Киеве, и мы решили воссоздать его в фильме».


Энергичной и уверенной Тоне Ноябревой вполне по силам сдвинуть украинское кино с мертвой точки. Оба своих фильма – «День независимости» (2013) и «Все буде добре» (2015) – она сняла за собственные деньги, заработанные на съемках клипов, – «чтобы ничего ни от кого не ждать». «День независимости» – ироничную трагикомедию о том, как отмечает этот праздник среднестатистический украинец, сняла в своем дворе на Крещатике 24 августа, в День независимости. «Если хотите – вы снимаете, а если не сняли – значит, не очень-то и хотели». Фильм взял главные призы на «Молодости» и Одесском кинофестивале – а Тоня вдруг проснулась знаменитой. «Налетели продюсеры и начали просить: “Напиши сценарий, мы снимем тебе большое кино”».


Ноябрева уверена: кино – это наркотик: «Впервые я увидела, как снимают фильм, в 24 года – на площадке папиной картины «13 месяцев». Снимали на пленку, и это было волшебно». С тех пор прошло десять лет – теперь Тоня сама снимает свой первый
большой фильм, который в следующем году планирует показать на Берлинском кинофестивале.

Фото: Julie Poly, Anton Kovalenko
Стиль: Venya Brykalin
Прически: Iriss Onufruiienko
Макияж: Vitalia, Yulia Zalesskaya
Ассистент стилиста: Valerie Kondruk
Продюсер: Vika Yukhymenko
Ретушь: Yelena Popova

Еще в разделе Кино

Популярное