До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Блог Татьяны Соловей: сквозь дым

Выставка "Декомпрессия" в Париже

У фонтана центра Помпиду, где расположены жизнерадостные скульптуры Ники Сен-Фаль и случается постоянный аншлаг праздных туристов, в день открытия выставки украинских художников "Декомпрессия", посвященной осмыслению темы Майдана, не обошлось без дыма.

"Политические события для украинских художников – момент выбора, говорить о них или нет. Но в любом случае, это диалог и высказывание", – говорит мне Анн Лакост, наследница брендовой фамилии, меценат и энтузиаст. Она следит за творчеством украинских художников и пришла на открытие выставки "Декомпрессия", которая проходит с 19 апреля по 17 мая в церкви Сен-Мери в рамках первого фестиваля Ukraine Scène Libre. – "Мне интересен взгляд современных украинских художников на ситуацию в вашей стране".

"Вільна сцена" (Ukraine Scène Libre, Париж, 7 апреля – 7 мая) – проект, инициированный командой ГогольFest – правильный импорт современного украинского искусства. В программе понятный даже без перевода спектакль "Собачья будка" театра "ДАХ", серия концертов Dakh Daughters в театре Монфор, концерт Валентина Сильвестрова, вернисаж художников-графиков в галерее Slow, неделя украинского кино. Формирование образа Украины не как страны политических проблем, а страны социальных амбиций – мегазадача, которая легко считывается при взгляде на список мероприятий. Разговор о том, что происходит в стране сейчас, неизбежен, чему и посвящена выставка "Декомпрессия", включающая 25 фото, видео, световых и перфомативных проекта 21 художника. 

Событийный информационный фон выставки отражают фотоработы Максима Дондюка. Документальный срез, на который реагирует большинство зрителей, бьет наотмашь кровью и пулями, дорожками слез на покрытых копотью и горем лицах героев.

За оттенки смыслов отвечают высказывания, завернутые в менее документальные форматы – картины, видеоарт или инсталляции. Вроде графического конспекта об истории Майдана Алевтины Кахидзе, выполненного в духе наивного детского рисунка, или зарисовок на ржавых пластинах Гамлета Зиньковского "Железный занавес" – об истории переживания советского прошлого.

работы Гамлета Зинькивського
работы Гамлета Зиньковського

Дарья Кольцова, куратор проекта, вторые сутки спит по два часа, но энергия большого дела грубой ниткой приметывает к ее рассказам крылья. "В день открытия выставки в церкви все равно была воскресная месса. Так что вешаем работы сейчас". Гениальность локации идет на пользу выставке. Эта церковь Сен-Мери 16 века у центра современного искусства Помпиду определенно станет моим любимым местом для визита в Париже. Местный пастор увлекается современной авангардной музыкой и всячески приветствует проведение здесь концертов – от современной академической до джаза и электроники. Паства привыкла и, говорят, рада мессам в окружении объектов современного искусства. Звучит музыка и сейчас – из исповедальни транслируется инсталляция Антона Байбакова: электроника, смешанная со звуками революции – ударов по металлическим бочкам, записанными на Европейской площади.

В церкви все работы неизбежно воспринимаются с восторгом несколько религиозным. В серии фотографий, напечатанных на алюминии, "Аутотентификация" Виктора Сидоренко в антураже фресок на первый план выходит ранимая телесность, беззащитность человеческой оболочки, и даже жертвенность. Серия графических работ Романа Михайлова "Дух свободы" (часть из них сбежала с захваченной боевиками ДНР "Изоляции") – вроде современных фресок a la Ukraine: костры Майдана горят не только на площадях страны.

Роман Михайлов на фоне своих работ
Роман Михайлов на фоне своих работ

"Пока общались с французами, стало ясно: они связывают войну на Востоке и Майдан. Некоторые даже узнают, зачем мы стреляем в русских", – рассказывает Роман о наболевшем и мотивах своего выбора – не избегать политических тем. Центральное гигантское панно на фасаде церкви, которое закрывает готическую розу, создавалось специально для проекта и по замыслу требовало доработки – подпалин и надрывов. Финализация работы происходила в церкви, и когда окнами пошел дым, бдительные соседские жители звонили в полицию. После они звонили еще раз, когда увидели людей на крыше. Это Роман с Жюлем, который режиссирует здешние проекты, вешали еще одну часть инсталляции – сетку с белыми воздушными шарами, которые облаком повисли над алтарем. "Сети", работа Дарьи Кольцовой, заставляла посмотреть вверх, на бьющие сквозь мозаику лучи солнца, а затем – начать мечтать.  

Как часто бывает с проектами, возникшими в свое время и на своем месте, с ними случается мистика. Выставка, посвященная событиям Майдана, случилась с правильным ситуативным перфомансом. Во время открытия актрисы театра "ДАХ" – Вишня Вишневая и Вера Климковецкая – декламировали литературный коллаж Александра Михеда, собранный из украинской поэзии от Шевченко до Жадана, и жгли рукописи. "Бумага начала гореть так сильно, что пришлось встать, и такое настроение случилось, что голос стал сильнее, – рассказывала Вишня после спектакля. – И когда я бросила бумаги в корзину, испугалась – вдруг загорится работа".

Но рукописи не загорелись. 

<b>gallery-5425-5</b>

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.