RU UA

Журнал VOGUE

Підписатися
Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь, що ознайомились з оновленою політикою конфіденційності і погоджуєтесь на використання файлів cookie.
Погоджуюсь

Что нужно знать о выставке номинантов премии PinchukArtCentre 2020

06 лютого 2020

Что волнует украинских художников "пост-майданной генерации", можно воочию увидеть на выставке номинантов Премии PinchukArtCentre 2020. Она открывается 9 февраля, а за несколько дней до открытия на превью выставки побывала команда Vogue.ua.

Параллельно с Премией проходит персональная выставка Эмилии Шкарнулите, обладательницы Главной премии Future Generation Art Prize 2019

«Пост-майданная генерация» – так можно описать художников, которые принимают участие в нынешней выставке номинантов Премии PinchukArtCentre 2020. Речь, конечно, не сколько об их возрасте (самому младшему – 23, старшей участнице – 34 года). Скорее об оптике, взгляде на общественные проблемы и художественных подходах – объясняет куратор выставки Александра Трянова.

«В прошлых премиях ярко прослеживались активистские практики. Они характерны для художников поколения 2010-х. Это поколение уже зрелое, художники уверенно выходят на международный уровень. В нынешней же премии много авторов, которые раньше вообще не участвовали в премии – например, в виду своего возраста или политических убеждений, но участвуют сейчас – примерно 80%, то есть очень много. Конечно, это влияет на оптику – это другой тип восприятия политических событий, другой тип рефлексий, большая социальная ангажированность». Куратор говорит: художники поколения 25+  идеологические вопросы рассматривают совсем иначе. «20-25 лет – это совсем другой взгляд на мир. Мне 29 лет, и я чувствую некоторую дистанцию».

Куратор Александра Трянова

Пример такого проекта – видеоинсталляция хорошо известного нашим читателям дуэта Яремы Малащука и Романа Химея. Яреме 26 лет, Роману – 27, они начали свою практику со съемок фешн-видео для украинских брендов в 2015 году – для Yulia Yefimtchuk+, Zirochka, Ивана Фролова, потом перешли к кинодокументалистике. В 2018 году они получили вторую специальную Премию PinchukArtCentre за работу «На кого ты нас покидаешь, отец наш?» и постепенно стали ярким дуэтом в украинской арт-среде. К тому же, успели выйти на международный уровень –  в 2019 показали нашумевшее видео о киевском рейве Схема на большой групповой выставке "Перманента революция" в Вене, Берлине, а также стали призерами украинской премии «МУХі».  В рамках премии PinchukArtCentre 2020 Роман и Ярема продолжают заниматься кинодокументалистикой. В "объективе" их нового видео – репетиция ансамбля танцоров, которая происходит в фойе Киевского телецентра, в народе "Карандаша". Роман и Ярема снимают в жанре якобы документального кино, тем самым вызывая у зрителя впечатление, что все действительно происходит на самом деле.

Ярема Малащук и Роман Химей в съемке для февральского номера Vogue UA

Ансамбль репетирует военный танец, тем временем через него проходят сотрудники этого места, не слишком считаясь с танцорами. «Маскулинная энергетика танцоров очень контрастирует с помещением, прекрасный модернистский интерьер которого испорчен пластиковыми будочками и прочим бытовым трешем, – рассказывает куратор.  – Художники говорят об идеологии, контрастах между ней и повседневностью. Какое место идеологии сейчас? Как оценивают ее молодое поколение?».

Вероятно, одним из самых жестких и болезненных для зрителя окажется проект киевской художницы Антигоны – ее практика и визуальный язык резкие и пограничные. В серии из 13 видео, объединенных под названием «Бесконечная история болезни», художница говорит о социальных проблемах, связанных с насилием и наркотиками. Ее фильмы сняты в эстетике треш-порно, и часто их героиней выступает сама Антигона. Как, например, видео «Рейв на костях», где художница танцует на груде костей в здании заброшенного мясокомбината. Это, с одной стороны, протест против вечеринок и рейвов в стране, которая находится в состоянии войны, с другой, перенос в украинские реалии легендарного перформанса Марины Абрамович «Балканское барокко» 1997 года, когда в течение нескольких дней она чистила и перебирала коровьи кости на биеннале в Венеции.

На контрасте с "треш-порно" воспринимается работа художницы Анны Щербины, большая стенная роспись. Художница обращается к традиции передвижников, которые писали бытовые реалистичные пейзажи. На ее картине –  усталый, серый, сельский пейзаж, очень характерный для Украины. Но нечто на картине выбивается из привычного пейзажа и беспокоит нас – это КПП. Так рисование становится для художницы политическим жестом. 

Хотя есть среди номинантов и те, кто начал свою практику задолго до Майдана. Например, Ксения Гнилицкая, дочь легендарного украинского художника Александра Гнилицкого, представительница поколения РЭП (арт-группа, которая возникла в 2004 году, среди основателей – Жанна Кадырова, Никита Кадан, Ксения Гнилицкая, Толик Белов). Проект Гнилицкой куратор Саша Трянова называет революцией – для многих станут открытием керамические работы Ксении. Зрителей встретят в зале две массивные и в тоже время деликатно исполненные керамические колонны.  Для художницы это некие нечеловеческие сущности, которые могут победить после всех апокалипсисов, объясняет куратор.

Кстати, показателен и выбор куратора для этой выставки.  29-летняя Александра Трянова – относительное новое имя в арт-среде (новое для широкой аудитории, но не для профессионалов, конечно). Александра – одесситка, которая раньше вела независимую практику, была куратором в Музее Современного искусства Одессы, а полтора года назад стала выпускницей «Кураторской платформы» в PinchukArtCentre и теперь занимает в арт-центре должность младшего куратора. 

Победителей премии объявят в марте 2020 года. Обладатель главной премии получит 250 000 гривен, два лауреата специальной премии - по 60 000 гривен каждый. 

Текст: Дарья Слободяник

Фото: Юрий Яцкулич

выставка ·

Ще в розділі Арт

Популярне