Споры в социальных сетях, связанные с вопросами женской эпиляции, продолжаются, хотя казалось бы – XXI век, 2021 год, body positive и принятие. Вспоминаем текст Александры Каминской о моде на full bush.
Карла Бруни на показе Vivienne Westwood, 1994
Эшли Грэм привыкла быть настоящей в соцсетях: видео ее тренировок – самые что ни на есть реальные, с воплями усталости и потным лицом; а как-то она выложила видео (3,5 млн просмотров) с выбитым зубом. Не далее как пару дней назад Эшли Грэм поделилась в Инстаграм фото с неэпилированными подмышками, и в комментариях разверзся ад. Негодовали русскоязычные подписчики.
Эшли не впервые демонстрирует спокойное отношение к волосам на теле. Да и она не одинока. До нее подобные трюки проделывали десятки знаменитостей, от Джулии Робертс на премьере "Нотинг-Хилл" до Мадонны, Майли Сайрус и Рианны. Мы до сих пор склонны считать это трюками. Все потому, что шквал критики, каждый раз обрушавшийся на звезд после подобных выходов, способен выдержать только очень смелый и очень уверенный в себе человек.
Модель и актриса Эмили Ратаковски, известная своими сексапильными и провокационными образами на красных дорожках и в Instagram, в 2019-м подлила масла в огонь своим откровенным эссе для американского Harper's Bazaar, в котором рассуждала о правах женщин быть сексуальными и выглядеть так, как им самим хочется. Этот текст сопровождала фотография, на которой модель была изображена с небритыми подмышками.
Александра Марцелла (модель, решившая отказаться от эпиляции) раздает интервью изданиям уровня американского Allure и Dazeddigital, а хейтеры наводняют ее инстаграм (к слову, она сделала его закрытым). Александру называют активисткой феминистского движения. Хотя все, что она делает, – это селфи без макияжа. Чего она не делает – еще интереснее: она не избавляется от растительности на теле и не принимает сексуальных поз, позируя перед объективом.
Full bush (или мода на первозданную красоту в зоне бикини) – не то чтобы последнее слово в эстетике женского тела. К мужскому телу тренд не возвращается – видимо, потому, что и не был массово востребован. Да и мир больше привык акцентироваться на женщине как носителе клейма красоты и соответствия норме. Пушистые ноги, нетронутые бритвой подмышки и не видевшие лазерной эпиляции линии бикини вряд ли заполонят пляжи. И тут можно расслабляться или негодовать, но мировые тренды в отношении растительности на теле нас почти не касаются.
Нас многие годы учили, как должна выглядеть девушка. Длинные волосы продолжают оставаться most wanted, потому что мужчинам сказали, что это важно, а девушка рядом должна быть "лицом" бренда самца. Потому каблуки, тонкие ноги, мягкие локоны – "все длинное". И к другим вариантам общество не готово, по крайней мере, не сейчас. Женщина просто не может быть свободной от ожиданий.
Как бы ни хотелось ориентироваться на модную волну, но секс все еще продает – и не важно, что продает именно сексуальный контекст, а не товар, на котором возлежит секси-тело. Из рекламы пользователи и правда запомнят девушку. Не название магазина или марку товара или, о господи, размер скидки. Только размер груди. Патриархат выдвигает требования, которым проще соответствовать, чем нет. Если товар не купят, выжить будет чертовски сложно. Я понимаю тех, кто играет по заданным правилам, и мое почтение тем, кому хватает сил сопротивляться.
Но есть и хорошие новости. Если копнуть чуть глубже, мир не так уж строг. Меня окружают десятки пар, где партнеры не предъявляют списка ожиданий и требований к женщине. Не корчатся от слова "феминистка" и даже не думают дискриминировать по наличию платья. Десятки прекрасных мужчин могут неделями не замечать, выбриты ли ноги у жены или подруги. Не потому что безразлично, хотя да – им наплевать, насколько их девушки сегодня соответствуют картинкам из мужских журналов. Потому что есть жизнь, а есть истории об этой жизни.
Ценность человека в отношениях измеряется обычно ценностью личности. И счастливая личность в паре всегда приятнее невротика, тщательно следящего за ровными планками на прокрустовом ложе. Можно было бы привычно передернуть здесь на предмет "так давайте и не мыться", но мы говорим о нормальных взрослых людях, которые способны отличать необходимость от соответствий общественному запросу. И если мужчина требует, чтобы женщина непременно носила каблуки и платья, чтобы хвастаться женой, – что ж, надеюсь, они оба в этом счастливы.
Если женщина счастлива не напрягаться на тему бритья, не любит страдать во время эпиляции и не считает необходимым походить на Барби в деталях – это ее право. Такое же обыденное, как чистить зубы, чтобы не ходить к стоматологу чаще обычного. Такое же, как не требовать соответствия призрачному совершенству от других. Хотя бы потому, что есть тренды, а есть счастье, в том числе быть собой. А между счастьем и трендами нет связи.