Времена, когда юбки носили только женщины, а брюки – только мужчины, уже давно прошли. На пороге нового десятилетия пол больше не определяет внешний вид. Грань между традиционной мужской и женской одеждой становится все более размытой на фоне меняющегося культурного ландшафта. Модные дизайнеры объединяют мужские и женские коллекции, и все больше модных брендов выпускают унисекс-модели.
Тем не менее по-прежнему возникает немало вопросов о гендерной нейтральности. Почему в магазине детской одежды в секции для девочек представлены розовые платьица, а в секции для мальчиков – синие рубашки с супергероями? Почему вообще существует гендерное разделение? Почему наша одежда должна быть гендерно-определенной? Почему в условиях, когда модная индустрия предлагает множество удивительных вещей, мы должны ограничивать себя одеждой, которая помещает нас в строгие гендерные рамки, навязанные обществом? Это те вопросы, на которые еще нет ответов. Но разобраться, что же значит одеваться "вне гендера", все же стоит.
Гендер – довольно серьезный ограничитель. Исторически сложилось так, что он диктовал, какую работу могут выполнять люди, как они должны себя вести и какую одежду носить. Все эти факторы мешают самовыражаться и по-настоящему раскрывать свой потенциал.
Идея гендерной нейтральности состоит в том, чтобы общественные институты избегали различения ролей в зависимости от пола. Суть в том, чтобы показать: на самом деле не существует социальных ролей, соответствующих одному полу больше, чем другому.
Вопросы гендерной нейтральности начали подниматься и в модной индустрии. В какой-то мере гендерно-нейтральная одежда стала инструментом, который позволяет людям выйти за рамки. Дизайнеры начинают разрабатывать одежду, которая не маркируется как "мужская" или "женская", а подходит и тем и другим. В современном обществе гендерный нейтралитет становится все более приемлемым. Теперь "разрешено" носить вещи, которые раньше "обитали" только в гардеробе представителей противоположного пола.
К сожалению, в этой теме не обходится без двойных стандартов. Объективно, что касается гендерно-нейтрального гардероба, у женщин значительно больше свободы. От костюмов и сорочек до брюк и кардиганов – практически каждый элемент мужского гардероба можно вписать в женский. Но если мужчина наденет платье или юбку – многие скажут, что он, в лучшем случае, выглядит неуместно. Очевидное противоречие. Почему платья и юбки не могут быть гендерно-нейтральными?
Первый значительный сдвиг в этом вопросе случился лишь в 2016 году, когда Джейден Смит надел юбку в рамках кампании Louis Vuitton весна-лето 2016. С тех пор целый ряд знаменитостей категории А осваивает "женские" модные тропы. Гарри Стайлс ходит в сапогах Gucci, Зейн Малик – в дамских блузах, даже король уличной одежды и любитель мешковатых нарядов Джастин Бибер может надеть женские узкие джинсы.
Количество одежды "вне гендера" растет в геометрической прогрессии. Все больше компаний стремятся удовлетворить потребности новой клиентуры – предлагая гендерно-гибкие и нейтральные с точки зрения пола предметы одежды. Кен Даунинг, fashion-директор Neiman Marcus, сказал в интервью The Times: "То, что мы сейчас видим, – это сейсмический сдвиг в моде. Признание моды без границ, отражающей вкусы современной молодежи".
Исследования рынка подтверждают этот сдвиг. Согласно анализу, проведенному GLAAD, 12% молодежи не идентифицирует себя цисгендерами. Изменения во взглядах на гендер среди потребителей Gen Z демонстрируют, что около 38% этой группы, родившейся в 1995 году и позже, "полностью согласны" с тем, что "гендер больше не определяет внешность человека так, как раньше". Опросы в Facebook подтвердили, что многие пользователи не видят смысла разделять одежду на мужскую и женскую, и считают, что внешний вид не должен определять поведение человека.
Таким образом, в обществе все больше приживается мысль о том, что люди, независимо от обстоятельств, могут носить одежду, которую хотят. Сейчас нередко можно увидеть, как компании отказываются от стандартных названий категорий одежды. Теперь вы покупаете не "унисекс", а "свободную" модель, не "женскую", а "маленького размера". Такие меры становятся шагом к разрушению связи между полом человека и определенными ожиданиями, связанными с ним.
Онлайн-ретейлер ASOS является одной из крупнейших компаний, занимающихся гендерно-нейтральными линиями. Wilde Vertigga, Kirrin Finch, One DNA, S.K. Manor Hill, Cilium, Official Rebrand и Beau Novo – все это бренды, которые продвигают "нейтральную" одежду. Попытки отвергнуть бинарный код есть даже у H&M и Zara. А британский универмаг John Lewis и вовсе перестал маркировать детскую одежду "для мальчиков" и "для девочек".
Что касается люкса, то и там встречаются реформаторы и революционеры. Так, гендерные границы стирают Jean Paul Gaultier и Thom Browne, которые всячески внедряют женскую одежду в мужской гардероб. В свою очередь Эди Слиман в своих коллекциях любит смешивать феминность и маскулинность – как ранее в Saint Laurent, так и сейчас в Celine.
Тем не менее большая часть брендов не продвигает новые веяния. Декларируя появление "гендерно-нейтральных" линий, которые в буквальном смысле являются просто мужской одеждой, они не столько стремятся к усилению равенства, сколько демонстрируют амбициозную идею о том, что женственность недопустима, а мужественность стандартна. Впрочем, несложно понять, почему для многих компаний производство гендерно-нейтральной одежды может стать проблемой: такие вещи должны соответствовать множеству параметров, в первую очередь — разным формам тела. Но одежда, которая поможет вписаться в гендерно-нейтральную эстетику, все-таки существует.
Рабочая одежда оказывается самым простым решением, когда мы говорим о гендерно-нейтральном стиле. Комбинезоны-бойлерсьюты, выполненные из натуральных тканей, представляют собой "бесполый" наряд. Свободный костюм не желает подчеркивать какую-либо часть тела, своей посадкой он напоминает пижаму. Не менее простой способ привнести гендерно-нейтральный стиль в свой гардероб — носить классическую рубашку на пуговицах, которая найдется в любом шкафу. Свободно заправьте ее в мешковатые шорты-бермуды или комбинируйте с унисекс-брюками.
Несмотря на множество нюансов, разногласий и недопонимания, сдвиг есть — небольшой, но ощутимый. Главное, что нужно увидеть в стремлении брендов быть гендерно-нейтральными, — это желание создавать одежду для человека, а не для вида, ведь стиль целиком и полностью связан с индивидуальностью и свободным самовыражением, а не галочкой в графе "пол".