Синтетическое искусство: о моде на искусственные материалы

Сегодня одежда из искусственных материалов – внушительная часть модного гардероба. Профессионалы уверены: дальше – больше.

Мы встречаемся с Витой Кин в ее новой киевской квартире – готовим съемку с участием дизайнера для юбилейного выпуска Vogue UA. Вита показывает содержимое гардероба: идеальные хлопковые тренчи Céline всех оттенков пустыни, льняные платья-вышиванки своего авторства и щедро расшитые африканские кафтаны. "Я стараюсь не накапливать архивы, но любимые вещи берегу, – объясняет дизайнер. – Боюсь, что в будущем все перейдут на искусственные материалы и мне нечего будет носить. Это уже происходит – одежды из качественных натуральных тканей становится все меньше. Я ее храню".

Stella McCartney

Чтобы понять опасения Виты, достаточно зайти на сайт любого модного ретейлера. Онлайн-гиганты Net-a-Porter, Matchesfashion.com и SSENSE предлагают пальто из неопрена, юбки из полиамида, водолазки из эластана и сапоги из спандекса. Отличить непрофессиональным глазом натуральные ткани от искусственных бывает достаточно сложно. В офлайн-магазинах за информацией о составе материалов обычно приходится нырять под подол платья, а на сайте эти подробности можно узнать с помощью одного клика. Часто они скрываются за более комфортными формулировками "сатиновое платье" или "топ из расшитого твила". На деле сатин может оказаться смесью ацетата и полиамида, а твил – стопроцентным полиэстером.

Mary Katranzou

У высокой моды и синтетических материалов непростые отношения. Еще 30–40 лет назад попытки дизайнеров работать с искусственными тканями вызывали недоумение, а иногда приводили к скандалам. В 1970-х Иссей Мияке плиссировал платья-туники из полиэстера, в начале 90-х Миучча Прада представляла революционные для того времени коллекции из базового черного нейлона. С искусственными материалами экспериментировали Мартин Марджела, Хельмут Ланг и Рей Кавакубо. Благодаря Демне Гвасалии и его коллекциям для Vetements и Balenciaga мода на синтетику вышла на новый виток популярности. В текущем сезоне Изабель Маран поддерживает тренд, предлагая синтетические ветровки с рукавами-буфами, а Мари Катрантзу демонстрирует юбки сочных цветов. Платья со сложными драпировками из нейлона и полиэстера можно найти в коллекциях Рафа Симонса для CALVIN KLEIN 205W39NYC и Вирджила Абло для Off-White.

CALVIN KLEIN 205W39NYC

Для современных дизайнеров работа с синтетикой – путь к инновациям, а не компромисс в ущерб качеству, как было принято считать в ХХ веке. В разработке и производстве такие материалы часто оказываются дороже, чем традиционная шерсть или хлопок. Потому замещение натуральных тканей искусственными почти не влияет на ценообразование: платье из ацетата в традициях восточноевропейского дефицита начала 90-х может стоить столько же, сколько и модель из натурального шелка.

Paskal

Дизайнер Юлия Паскаль создает перфорированные платья из неопрена, которые стали хитом продаж в Neiman Marcus, Browns и легендарном Colette. Выбор в пользу синтетики она делает осознанно: "Мне интересно работать со сложными объемами, поэтому мы часто используем искусственные материалы, которые идеально держат форму. Только синтетическая ткань подходит для лазерной резки – так мы создаем нашу фирменную перфорацию".

Isabel Marant

Креативный директор киевского Helen Marlen Mandarin Елена Пащенко подтверждает, что стереотипы в отношении синтетической одежды до сих пор живы, но их опровергают творческие находки дизайнеров и технический прогресс: "Не нужно ставить все искусственные ткани в один ряд. Дешевый полиэстер и материал, за разработкой которого стоят серьезные технологии, – это разные вещи".

Helmut Lang осень-зима 1995/96

В глазах модниц одежда из искусственных тканей имеет дополнительные преимущества. Такие вещи отлично чистятся и никогда не мнутся, что особенно актуально при частых перелетах. Главное, о чем стоит помнить, надевая платье из нейлона или скульптурный топ из полиамида, – не танцевать в них рядом с зажженными свечами.

Текст: Веня Брыкалин

Популярное на VOGUE