Реквием по мечте: Веня Брыкалин – о том, как дизайнеры предсказывают будущее

Последний месяц на фоне происходящих событий я часто вспоминаю весенне-летний показ немецкого лейбла GmbH. Он состоялся в июне прошлого года в рамках мужской Недели моды в Париже. Создатели GmbH Бенджамин Александр Хасеби и Серхат Исик — любимцы альтернативной fashion-тусовки. Ради их шоу пресса и байеры готовы отправиться в любую точку Парижа — в надежде увидеть новую дерзкую моду, которой в официальном расписании показов не так много. В этот раз караван направился в V округ.

imageGmbH весна-лето 2020

Дизайнеры оправдали ожидания. Во внутреннем дворе Национального института для глухих детей они показали хладнокровную женщину-киллера в однобортном пальто оттенка International Klein Blue и современного Принца Персии в брючном комплекте фантастического цвета фуксии. Другие модели были одеты в белоснежные аэродинамические платья, обтягивающие спортивные топы под брюки с высокой посадкой. На головах у них были повязаны платки, напоминающие мусульманские капоры и рэперские дураги. Эти парни и девушки могли сойти за работников секретной лаборатории (без иронии) или участников религиозного культа — и в целом казались предвестниками какого-то тревожного мультикультурного будущего.

GmbH весна-лето 2020

Тут надо признаться: я питаю слабость к коллекциям, которые вызывают чувство дискомфорта, озадачивают или пугают. От шоу GmbH остался саднящий тревожный осадок — и понимание того, что перед нами разыграли бьющую в цель версию антиутопии. Не последнюю роль в этом сыграл саундтрек Лукаса Хеерича — смесь пьянящих индийских песен и пульсирующего техно.

Marine Serre осень-зима 2020/2021

Похожее ощущение осталось от показа выпускницы брюссельской школы La Cambre Марин Серр, прошедшего в конце февраля. Марин представляет свои коллекции во второй день Парижской недели. Важен тайминг: за несколько дней до этого в Милане Джорджо Армани устроил показ за закрытыми дверями, без публики (как сказали мне работники одной модной корпорации, этим он создал "опасный прецедент"). Город пустел, школы и госучреждения закрывали, а работников шоурумов поспешно отправляли по домам. Во французской столице о коронавирусе еще говорили как о досадном недоразумении — публика толпилась и потела, но на показы ходила по расписанию. О social distancing никто не думал.

Marine Serre осень-зима 2020/2021

На шоу Marine Serre установили зеркальный задник, а пол застелили персидскими коврами. Красный свет софитов заливал потолок, словно приглашение в преисподнюю. Но ум дизайнера работает тоньше и изощреннее. Показ открывали модели в белых накидках с вышивкой ришелье на уровне глаз и черных респираторных масках, расшитых бисером. Поверх космического шума женский голос откуда-то из поднебесья сообщал: "Новые луны станут вам друзьями, а солнце – врагом".

Marine Serre осень-зима 2020/2021

Марин Серр — один из самых дерзких талантов в современной моде. Ее жонглирование элементами корпоративного дресс-кода, работа с исламской символикой и упражнения в апсайклинге (около половины одежды Серр создает из переработанных материалов) превращают показы Marine Serre в антропологическое исследование. На одном подиуме уживаются строгие мужчины и женщины в монументальных двубортных двойках с острым плечом, номады в комплектах из шерстяного пэчворка и девушки в лоскутных платьях-ассамбляжах для подруги Розовой Пантеры. Звезда показов начала 2000-х Ханнелоре Кнутс вышла в топе и юбке, будто сшитых из декоративного гобелена, — и с ребенком на плечах. Так могло выглядеть великое переселение народов на дальние планеты, если бы его взялись режиссировать сестры Вачовски. Тревожно и завораживающе красиво.

Balenciaga осень-зима 2020/2021

1 марта по долгу службы я возвращался в Киев; обозревать вторую половину парижских шоу остались мои коллеги. Показ Balenciaga, назначенный на этот день, смотрел из зоны вылета аэропорта Charles de Gaulle — отрывками в сториз Инстаграма. И здесь нужно снять шляпу перед креативной командой концерна Kering, которой принадлежит бренд. Ничего подобного в моде не случалось, пожалуй, со времен показов Александра Маккуина. Декорации к показу устроили в виде утопленного стадиона с пустыми первыми рядами, погруженными в воду. Сверху повесили огромный LED-экран – на нем вспыхивали языки пламени и солнечные затмения. Масштаб сценографии и точность художественного жеста поражали — я утирал слезы и завидовал тем, кто пережил это вживую. Хотело того руководство Balenciaga и лично Демна Гвасалия или нет, но этот показ стал реквиемом по мечте для всей индустрии.

Balenciaga осень-зима 2020/2021

У Гвасалии феноменальный вкус к антиутопиям — из воспоминаний о своем перестроечном прошлом он конструирует сложные мрачные миры, попутно критикуя политический истеблишмент и высмеивая модные стереотипы. В этот раз Демна создал идеальную униформу вестников Апокалипсиса: строгие монашеские рясы, платья с метровыми плечами и наглухо застегнутые пальто-футляры. По воде под разверзшимися диджитальными небесами пробирались гиперборейцы в мотоциклетных кожаных костюмах, футбольной форме и обтягивающих атлетических комплектах того самого цвета фуксии (два раза – совпадение, три – тренд). Закрывали показ дамы в гибридных вечерних нарядах: платья Женщины-кошки Гвасалия нашил прямо на обтягивающие трико.

Balenciaga осень-зима 2020/2021

Несколько недель назад на онлайн-платформе The Business of Fashion вышел подкаст по итогам нового сезона. Под занавес редактор и обозреватель сайта Тим Блэнкс произнес фразу, которая в тот момент казалась почти кощунством, а сегодня, в свете официальных заявлений о переносах и отменах следующих мужских Недель в Милане, Лондоне и Париже и июльской кутюрной, звучит вполне правдоподобно. Он задал вопрос: "А что если это была последняя Неделя моды в истории?" Пока ясно, что модный календарь будут всеми силами реанимировать, но если Блэнкс прав, то лучшего финального аккорда, чем шоу на утонувшем стадионе, не придумаешь. Посмотрим, на чьей стороне окажется история.

Популярное на VOGUE