Женщины в мужской одежде всегда вызывали неподдельный интерес. Сегодня модницы обращают его себе на пользу.
"Просто оставьте ее гардероб в покое" – защищал образ Дайан Китон во время съемок комедии "Энни Холл" Вуди Аллен. В конце 1970-х этот фильм изменил прогрессивных женщин Манхэттена. Пока модницы донашивали хипповый деним и романтичные цветистые платья, Китон одевалась в "мужские" наряды: твидовые пиджаки, объемные рубашки, широкие брюки со стрелками. Из-под жилета торчал непослушный кончик галстука, а голову звезды венчали котелки и федоры. Легкость, с которой актриса носила эти мешковатые ансамбли, сделала Annie Hall look беспрецедентно популярным. В итоге выиграли все: кинолента была удостоена четырех "Оскаров", художник по костюмам Рут Морли, отвечавшая за гардероб героини Китон, проснулась знаменитой, а интеллектуалки всего мира получили свободу одеваться вне гендерных стереотипов.
До этого попытки женщин облачиться в мужскую одежду сопровождались скандалами. Травестия, родившаяся в берлинских кабаре и лондонских мюзик-холлах, была хороша для сцены, но в повседневной жизни – если ты не знаменитость – удобные брюки было позволено носить лишь на фабриках у станка. Начиная с 20-х годов прошлого века мужской костюм в женском гардеробе был составляющей провокационного сценического образа и орудием молодежного бунта. Маскулинная одежда часто сопровождалась раскованным поведением и показной сексуальностью. Одна из прогрессивных обложек Vogue в 1939-м изображала молодую леди в слаксах, но со страниц издания редакторы советовали избегать любых пересечений с мужским гардеробом. Делать этого дамы очевидно не хотели и активно заступали на ранее запретную для них территорию. В 1950-х в Лондоне наравне с хулиганами и teddy boys спокойствие буржуазии нарушали teddy girls, не желавшие исполнять роли невест и домработниц. Девушки фланировали по улицам, одевшись в мужские куртки, пиджаки и джинсы с лихим подворотом.
К 1980-м годам эмансипированные женщины ушли от прямого подражания парням, зато единогласно приняли power dressing – униформу богатых и успешных. Тогда из мужского гардероба в женский перекочевали самые внушительные его элементы – широкие плечи и свободные брюки. Отличная иллюстрация – музыканты Патти Смит и Энни Леннокс. Их гардероб – не о равенстве с мужчинами, а об уверенности в себе и чувстве защищенности. Мир окончательно изменился с расцветом альтернативной моды, подарившей женщинам коллекции Ann Demeulemeester и Yohji Yamamoto. Андрогинность стала синонимом юности, а очевидная мужественность – символом зрелости. Сегодня эти образы транслируют художница и фотограф Кольер Шорр и писательница Фран Лебовиц, стилист и редактор Анастасия Барбьери, модели Кейси Леглер и Саския де Брау, часто снимающиеся в маскулинных образах для мужских журналов. Мужской костюм стал визитной карточкой комика Эллен Дедженерес и новой иконы квир-моды – американской футболистки Меган Рапино.
Общество все еще смотрит на уход от гендерных стереотипов как на курьез, но дизайнеры идут прогрессивным девушкам навстречу. В этом сезоне они выступают единым фронтом: в коллекциях Balenciaga и Alexander McQueen есть глухие черные, сшитые не то для свадьбы, не то для похорон костюмы с пиджаками oversize, у Chanel – объемные ретропальто и клетчатые шляпы, а у Givenchy – почти точные копии классических сен-лорановских смокингов. Дизайнерский дуэт Proenza Schouler разбавил комплекты в стиле #oldceline и ранних коллекций Николя Жескьера образами в духе лесби-шика – костюмами не по размеру и мужскими плащами. Том Браун создал утопический офис, где женщины и мужчины одеты в идентичные серые костюмы с галстуками, и украсил жакеты портретом британского скульптора, переводчицы и открытой лесбиянки Уны Винченцо, известной как леди Трубридж.
Гендерные игры для мира моды не новость. Но сегодня представительницам "слабого пола" уже не нужно агрессивно доказывать собственную силу или облачаться в "костюм женщины", чтобы за эту самую женщину сойти. Мужская одежда, идеально скроенная, комфортная и бесконечно красивая, существует не только ради fashion-высказывания, но и ради удовольствия.
Текст: Алла Онацко