Минерал пирит, или "золото дураков", стоил жизни не одному индейцу. Путая металлические золотистые кристаллы с настоящим золотом, испанские конкистадоры собирали туземные украшения из пирита в жажде обогащения. Подобные конфузы ожидали старателей во времена золотой лихорадки на Аляске четырьмя столетиями позже. Залежи пирита сопровождают месторождения золота, так что ослепленный замаячившими на горизонте богатствами разум может принять желаемое за действительное. Такая репутация не мешает современным ювелирам использовать в украшениях золотистый камень в виде кристаллов.
Кольцо Ovale и браслет Ajourée II, позолоченная медь, пирит, Sylvia Toledano
Гигантские кольца и браслеты с гранулами фальшивого золота Сильвии Толедано выглядят эффектно. Минерал заключен в наглую золоченую оправу из неровного металла – такое сочетание могло бы оказаться китчевым, но выигрывает благодаря размерам и необычной текстуре. Сильвия рассказывает, что ее увлечение подобными вещицами началось с покупки винтажной бижутерии Chanel и Yves Saint Laurent на парижском аукционе Drouot.
Украшения с необработанными камнями, которые будто достали из пыльных углов антикварной лавки, ввели в обиход хиппи. Вдохновленные юностью и свободой дизайнеры канонизировали их в модной бижутерии. Лучше других это получилось у Ива Сен-Лорана: его нескромные броши и браслеты-манжеты с самоцветами из золотого металла в комбинации с жакетами сафари балансируют на грани буржуазного шика и нарочитой простоты. Этим летом минералы вернулись – они есть не только в гигантских медальонах Stella McCartney и Givenchy, серьгах Marni и Maison Margiela, но и в кроксах Christopher Kane.
Неграненые агаты, аметисты, хризопразы, турмалины естественной кристаллической формы завораживают ювелиров. Разумеется, дело в общем стремлении быть ближе к природе и натуральности: использовать не только косметику без консервантов, но и камни без обработки. Некоторые дизайнеры идут дальше в поисках необычных материалов вроде бивня мамонта, как Биби ван дер Вельден (ради него она долго вела переговоры с продавцами, которые показались ей "сибирской мафией"), или моржового клыка, как Моник Пин.
"Талантливые мастера расширяют ювелирный диапазон: кроме драгоценных металлов, работают с осколками метеоритов, окаменелыми костями мамонтов, панцирями скарабеев. Результат – предметы из области естествознания, которые приятно носить", – говорит Моник.
В интернете у поклонников необработанных минералов жизнь такая же интересная. Их аккаунты в соцсетях или галереи на сайтах кажутся чем-то средним между тревел-блогом, лавкой геммолога и ювелирным корнером. Дизайнеры демонстрируют украшения, сами камни, а также экзотические территории их добычи. Например, лондонский дизайнер одноименного бренда Брук Грегсон делится не только снимками бус и австралийского черного опала "болдер", но и фотографиями из поездок в поисках камней.
На сайте французского бренда Mathilde Danglade попадаешь в галерею, где можно полюбоваться колье с кварцевыми камнями вместо подвесок. По тегу #geoporn находятся фотографии мест, где добываются камни, вроде захватывающих дух каньонов и высокогорных озер, а также макросъемки минералов. И все это оказывается довольно увлекательным путешествием.
Текст: ТАТЬЯНА СОЛОВЕЙ
Фото: STEPHANIE VOLPATO
Стиль: ETIENNE JEANSON
Читайте также:
Драгоценный резонанс: коллекция высокого ювелирного искусства Résonances Cartier