Апсайклинг стал заметной тенденцией сезона весна-лето 2021, в том числе благодаря таким брендам, как Balenciaga, Marni (чья верхняя одежда в стиле пэчворк была создана из уже существующей одежды) и Coach (с их переработанными сумками 1970-х годов). Сейчас бренды тщательно изучают, как можно повторно использовать материалы. Miu Miu объявили в октябре, что запускают новую коллекцию Upcycled – эксклюзивную капсулу из 80 платьев, переделанных из старинных предметов, которые были закуплены в винтажных магазинах и на рынках по всему миру.
В то время как молодые дизайнеры, такие как Прия Алувалия, Бетани Уильямс и Эмили Адамс Боде, сделали себе имя, переиздавая уже существующие текстильные изделия, то, что крупные люксовые бренды начали применять эту практику, знаменует собой значительный сдвиг в отрасли. "Впервые мы использовали вторичный товар в 2017 году", – сообщила Габриэла Херст, чья коллекция весна-лето 2021 на 60% состояла из переработанных материалов. – Это было похоже на использование плохого слова в хорошей компании – вы не произносите это слово в лексиконе роскошной люксовой одежды".
Но ограничения, наложенные пандемией, привели к тому, что дизайнеры обратились к материалам, которые уже есть в их студиях, вместо того, чтобы работать исключительно с новыми тканями. JW Anderson недавно запустили новую капсульную коллекцию Made in Britain, состоящую из шести предметов, сделанных исключительно из оставшихся тканей прошлых сезонов. "Идея Made in Britain возникла из-за того, что во время карантинных запретов мы стали создавать одежду из того, что у нас уже было, и работать на местном уровне, – объясняет креативный директор Джонатан Андерсон, который также переработал изделия для коллекции Loewe Eye / LOEWE / Nature. – Я думаю, что в будущем мы увидим все больше и больше апсайкл-единиц".
Разрушительные последствия избытка запасов
Неудивительно, что все больше дизайнеров теперь обращаются к апсайклингу, учитывая, что пандемия привела к огромному количеству избыточных запасов из коллекций весна-лето 2020 на сумму от 140 до 160 миллиардов евро – более чем вдвое больше среднего. В прошлом непроданные товары сжигались или выбрасывались люксовыми брендами в попытке сохранить их ценность, что является частью шокирующей практики, которая с некоторых пор запрещена во Франции. По мере того, как клиенты все больше осознают расточительное поведение, как никогда важно, чтобы отрасль решила эту проблему устойчивым образом.
Естественно, эко-бренды, такие как Gabriela Hearst, взяли проблему избыточности материала в свои руки. Недавно Херст создала эксклюзивную коллекцию Retro Fit для лондонского магазина Selfridges, используя уже имеющиеся запасы – например, переработанный кашемир, окрашенные платья-рубашки и сумки-ведра в стиле пэчворк. "Когда магазины пострадали от пандемии, мы начали думать, как мы можем заново изобрести материалы, которые у нас уже есть?", – говорит Габриэла.
Новый способ работы
Конечно, при вторичном использовании в процессе проектирования также возникает много проблем. Марин Серр пришлось полностью переосмыслить график производства на сезон весна-лето 2021, после того как она поняла, что выполнение заказов на переработанные изделия занимает гораздо больше времени. "Мы начали работу над одеждой для коллекции SS21 в октябре 2019 года, убедившись, что у нас было достаточно времени, чтобы произвести ее должным образом", – сказала французский дизайнер. Работа с запасами переворачивает традиционный процесс дизайна с ног на голову, поскольку дизайнеры должны заранее взять на себя обязательства по созданию новых тканей, не зная, насколько успешной будет коллекция с точки зрения покупок. "Мы закупаем большую часть ткани заблаговременно, так что это представляет больший риск для дизайнера", – объясняет Херст, добавляя: "Мне это нравится, потому что это делает вас менее расточительными".
Несмотря на проблемы, вторичная переработка имеет также явные преимущества, в том числе – большую эксклюзивность. Если раньше отсутствие единообразия было проблемой для розничных продавцов – поскольку одежда, которая попадает к вам в руки от курьера, может отличаться от одежды, изображенной в Интернете, – теперь покупатели осознают уникальность этих вещей. "Тот факт, что не все изделия идентичны, восхищает наших клиентов, это делает их предметом инвестиций, который можно почти коллекционировать, – комментирует Натали Кингхэм, директор по закупкам Matchesfashion.com. – Будь то платье Marine Serre, сшитое из переработанных шелковых платков или яркие шерстяные одеяла, переработанные в клетчатое платье Rave Review".
Апсайклинг – "новая норма"
Учитывая, что наибольшая доля выбросов парниковых газов в индустрии моды приходится на производство текстиля, крайне важно, чтобы повторное использование уже существующих материалов стало обычной практикой. "У нас достаточно текстиля, который мы уже произвели, но мы все еще производим массу одежды из первичных материалов", – говорит Сара Арнольд, соучредитель компании Fashion Act Now.
Конечно, фундаментальную проблему перепроизводства в индустрии моды необходимо решить. "Важно, чтобы крупные розничные торговцы пересмотрели огромное количество покупаемой одежды", – комментирует Лантинк. – Они должны изменить свое мышление".
Тем не менее, то, что крупные бренды наконец переходят на апсайклинг, может стать большим шагом в правильном направлении, особенно если это станет новой нормой для моды. "Сейчас так много людей начинают заниматься апсайклингом", – заключает Лантинк. – Хотя брендам и розничным продавцам еще трудно рассматривать это как тенденцию".
Текст: Emily Chan
По материалам vogue.co.uk.