Есть ли секс в моде в эпоху #metoo, когда сексуальность и сексизм до сих пор идут рука об руку, а представления о женской привлекательности меняются радикально, разбиралась Анастасия Федорова.
В современной медиа-сфере секс, флирт и привлекательность – не самые простые темы для обсуждения. Причина – сокрушительная волна переоценки ценностей, которая поднялась во всем мире благодаря хэштегу #metoo (и многочисленных версий на разных языках, в том числе и #ЯНеБоюсьСказати). Хэштег вызвал огромный резонанс и стал инструментом для осуждения сексуального насилия и домогательств. Неожиданно стало ясно, что эта проблема касается каждой. Версия #NotSurprised, которая появилась в мире искусства (отсылка к работе Дженни Хольцер "Abuse of Power Comes as No Surprise" – "Злоупотребление властью никого не удивляет") открыла глаза на более широкий аспект проблемы – женщины постоянно сталкиваются с тем самым злоупотреблением властью со стороны мужчин, будь то физическая сила, финансовое превосходство или более высокое положение на работе.
Мир моды не стал исключением. Condé Nast и крупные модные дома прекратили работу с фотографом Терри Ричардсоном (после многих лет обвинений в домогательствах со стороны моделей), следом в центре скандала оказались Марио Тестино и Брюс Вебер. Обвинения в адрес фотографов и букеров пролили свет на темную сторону модной индустрии, в которой модели фактически являются как идеалом, так и расходным материалом. Феномен разоблачений случаев насилия под флагом разных, но схожих идейно, хештегов оказал огромное влияние на то, как мы смотрим на женское тело и сексуальность в одежде, моде и фотографии.
Изображение женского тела как объекта желания уходит корнями в историю искусства и кино, и в эпоху капитализма нагота и сексуальность использовались для продажи всего что только возможно, от зубной пасты до спортивных машин. Тем не менее, в последние несколько лет ситуация в моде начала меняться. Дизайнер Фиби Файло за десять лет работы креативным директором Дома Celiné сделала широкие брюки, шелковые рубашки и свободные кашемировые свитера не менее желанными, чем тесные коктейльные платья. Чем негласно возглавила целую волну модного эквивалента новой волны феминизма, который транслирует Стелла МакКартни, Клер Уайт Келлер, Виктория Бекхэм, Надеж Цибульски в Hermes, сестры Олсен в бренде The Row.
Благодаря популярности спортивного стиля и хайповых марок как Supreme и Yeezy кроссовки и худи стали нейтральной и удобной униформой любой недели моды. Безразмерные силуэты Vetements легко скрывают любые формы любой фигуры. Во время прошедшего сезона бренды как Calvin Klein, Versace и Dior показали на подиуме платки и шарфы, напоминающие хиджаб – в сочетании с объемными силуэтами, это можно истолковать как попытку спрятать и защитить женское тело.
По принципу контрастов и крайностей в моде сильна и обратная тенденция – откровенной сексуальности, замешанной на эстетике секс-шопов. Ретейл-подтверждением можно считать успех черных чокеров, которые не уходят из коллекций уже третий сезон.
Источником вдохновения для летней коллекции Кристофера Кейна была книга "Радость секса" 1972 года. Принты иллюстраций-руководства из книги на телесных платьях, полупрозрачное красное и черное кружево, кожа, пластик, разрезы и голые плечи – это было идеальной картиной тонкого соблазнения.
Мужская коллекция Moschino, на показе которой подиумом прошло много женских образов, была построена на влияниях БДСМ, фетиша и клубной культуры: так в ней появились корсеты, бюстье, высокие сапоги, черный латекс, тесные кожаные шорты. Дизайнер Alyx Метью Вильямс и Шейн Оливер, основатель Hood by Air и приглашенный дизайнер Helmut Lang, активно используют бондаж и клубный дресс-код – а летом прошлого года на показе Hood By Air модели ходили в толстовках с логотипом главного порно-сайта планеты Pornhub. Секс никуда не делся. Напротив, работая с этой темой сегодня, дизайнеры играют по-крупному.
В 2018 году мода не ограничивается подиумом – любые тренды также связаны с социальными сетями и поп-культурой. Главная хип-хоп звезда Карди Би, к примеру, без стыда относится к своему прошлому стриптизерши, доказывая, что можно высказываться на тему американской политики в розовом кожаном корсете. Примеры Ники Минаж, Бейонсе или Ким Кардашьян доказывают, что секс все еще продается. Художница Арвида Бистрем – образец тонкого рассуждения на тему сексуальности в эпоху социальных медиа. Она работает с ультра-женственной эстетикой, в то же время не исключая такие несовершенства женского тела, как целлюлит.
В Украине и Восточной Европе обсуждать тему #metoo еще сложнее, чем на Западе. В СССР секс был табуированной темой, а во время пост-советских 90-х стал главным товаром дикого капитализма. Из-за резкого и недавнего перехода откровенная сексуальность до сих пор воспринимается, с одной стороны, как что-то постыдное, с другой, как главная ценность любой женщины. Шпильки, короткие юбки и вечерний макияж в метро по пути на работу странным образом соседствуют с традиционными ценностями, где главное место женщины по-прежнему в семье или на кухне. В такой системе ценностей сексуальность и сексизм остаются дуэтом настолько очевидным, что пошлые намеки могут считаться комплиментом, а рассуждающая о феминизме женщина в декольтированном или облегающем может вызывать недоумения. При этом в идеальном мире, на строительство которого и брошены силы массовых выступлений, сексуальность в одежде – просто вопрос личного выбора.
В Лондоне, где я живу уже почти 7 лет, нечасто можно увидеть девушек на шпильках, и лицом современной моды является андрогинная модель Джаззелль Занаутти с бритой головой. Местная модная индустрия предоставляет огромный выбор того, как выглядеть: кто-то отказывается от макияжа, а кто-то до сих пор рисует полный контуринг; кто-то предпочитает унисекс стиль Celiné, кто-то отдает предпочтение ультрасексуальным узким платьям.
Вот уже год я пытаюсь понять свою иррациональную любовь к одному из ключевых трендов последних двух сезонов – эластичным сапогам до бедра, которые можно найти в коллекциях Balenciaga, Off-White и Alyx. Они вызывают во мне чувства совершенно амбивалентные. С оглядкой на 2000-е – ни один предмет не ассоциируется с дурным вкусом и сомнительной сексуальностью так сильно, как высокие сапоги и ботфорты. И тем не менее я являюсь гордым обладателем двух пар: мало что доставляет столько удовольствия, как надеть высокие сапоги с коротким платьем.