Легендарный классический балет "Лебединое озеро" – это завораживающая история любви, полная магии, трагедии и романтики. О том, как постановка превратилась в мировой шедевр – в материале vogue.ua.
Лебединое озеро было написано Петром Ильичем Чайковским между 1875 и 1876 годами. Оно рассказывает историю принца Зигфрида и юной девушки-лебедя Одетты, проклятой колдуном Ротбарто. Это один из первых балетов созданных композитором по просьбе Владимира Бегичева, управляющего императорскими московскими театрами, и основанный на пьесе, написанной Чайковским, которую он создал, чтобы развлечь своих племянников. Именно балетмейстер Мариус Петипа и хореограф Лев Иванов поставили самую известную версию балета вскоре после смерти композитора.
Есть много теорий о происхождении истории о Лебедином озере. Сюжет либретто Владимира Бегичева был в значительной степени навеян немецкой народной сказкой Иоганна Карла Августа Мусауса "Похищенная вуаль", в которой рассказывается о превращении женщины в лебедя. Однако есть и ссылки на русскую народную сказку "Белая уточка". В третьем акте балета также упоминается бурятская легенда, которая, возможно, легла в основу сказки знаменитых братьев Гримм "Шесть лебедей".
Чайковский, который умер в 1893 году, так и не узнал, какой успех ожидает его "Лебединое озеро". Первая постановка в московском Императорском Большом театре в 1877 году не сыскала успеха и была воспринята композитором как "унизительное разочарование". Говорят, что Вацлав Рейзингер – первый хореограф балета – был настолько потрясен амбициозной композицией Чайковского, что ему не удалось подчеркнуть величия пьесы. А движения танцоров критики расценили как "шаткие". Только в 1895 году под командованием Льва Иванова и Мариуса Петипа балет произвел настоящий триумф.
Одним из самых ярких качеств "Лебединого озера" является разнообразие его хореографии. Мариус Петипа вдохновлялся стилем традиционным для двора времен итальянского ренессанса. Такой балет представлял собой смесь традиционных танцев со всего мира. Так, Петипа наполнил свою хореографию движениями из Польши, Венгрии, Италии, России и Испании. Также балетмейстер заказал партитуру Риккардо Дриго, в которой были обнаружены следы испанских и венгерских ступеней, а также венецианские танцы.
Роль Одетты – одна из самых востребованных партий среди балерин всего мира. И за более чем 100 лет постановок, она была интерпретирована лучшими танцовщицами. Одной из первых, кто удостоился чести, была итальянская балерина Пьерина Леньяни, которая в 1893 году покорила публику 32 импровизированными, но в то же время идеальными фуэте, характерными вращениями, которые с тех пор были интегрированы в хореографию. Версия Рудольфа Нуреева 1964 года запомнилась игрой английской прима-балерины Марго Фонтейн, у которой сложились удивительно тесные профессиональные отношения с хореографом.
Еще один из самых известных перформансов был исполнен Майей Плисецкой, примой Большого театра, которая в 1976 году к 100-летию балета танцевала с таким сочетанием грации и драмы, что выступление запомнилось на долгие годы. Именно в этом и заключается сила "Лебединого озера": симфоническая мощь Чайковского и богатство хореографии, которые вместе превращают произведение из простого балета в шедевр вселенского масштаба.
На протяжении многих лет "Лебединое озеро" адаптировалось и интерпретировалось в различных видах искусства. Еще в 1895 году Иванов и Петипа опустили части балета, в частности весь четвертый акт. Именно эта версия стала классикой и с тех пор вдохновляла поколения хореографов. В период с 1910 по 2019 годы было создано более двадцати различных адаптаций балета в таких городах, как Париж, Нью-Йорк, Гавана, Гамбург и Сан-Франциско.
Одной из самых известных является хореография Рудольфа Нуреева, созданная в 1984 году в Опере Бастилии в Париже, которая привнесла в историю психоаналитическое измерение. Он интерпретировал "Лебединое озеро" как сон принца Зигфрида, в котором он ищет глубины озера, пытаясь избежать устроенного брака. Белый лебедь олицетворяет его недостижимую свободу, а черный лебедь – его альтер-эго, захваченное обязательством жениться. В конце концов, принцесса Одетта увлекается колдуном Ротбартом на глазах бессильного принца.
Балет с происхождением из традиционных детских сказок неоднократно адаптировался для кино, часто для более молодой аудитории. Самыми популярными являются анимации 1994 года "Принцесса-лебедь" и "Барби: Лебединое озеро" 2003 года. Несомненно, самой известной адаптацией является фильм Даррена Аронофски "Черный лебедь" 2011 года, где Натали Портман играет роль молодой балерины, которая находится в конфликте не только за главную роль в балете, но и борется с разрушительной внутренней двойственностью, которая стирает грань между воображаемым и реальностью. Также говорят, что первая книга "По направлению к Свану" из цикла "В поисках утраченного времени" Марселя Пруста также частично вдохновлена "Лебединым озером".
По материалам vogue.fr