За кулисами: как создаются костюмы к опере "Набукко"

31 марта Национальная опера Украины представит масштабную премьеру, над которой вся команда во главе с режиссером Анатолием Соловьяненко работала последние полгода – "Набукко" Джузеппе Верди. Главную партию исполнит Людмила Монастырская – украинская гордость, которая поет в "Метрополитен-опера" и "Ла-Скала". Накануне премьеры Vogue.ua заглянул в святая святых – художественный комбинат театра, где рождаются костюмы и декорации к опере.

 

Ровно в 11 утра энергичная Мария Левитская, главный художник Национальной оперы, встречает команду Vogue.ua у ворот комбината на улице Кавказской. Под началом Левитской работает более 300 человек – художники и костюмеры, закройщики и специалисты по аппликациям, обувщики и декораторы, бутафоры, реквизиторы, машинисты сцены и монтировщики, поэтому у Марии Сергеевны и минуты свободной нет, особенно накануне премьеры. "10 октября 2015 года у меня была предыдущая премьера, а 5 ноября я уже сдала макет к "Набукко". 4 января завезли ткани в декоративный цех – и началась работа!"

 
 

 

 

Левитскую в Киеве знают все: она работает в театре больше 25 лет, до этого десять лет была художником на киностудии имени Довженко, где сделала несколько фильмов с Романом Балаяном. Сегодня самые красивые спектакли Оперного – "Турандот", "Макбет", "Пиковая дама", "Золушка", "Сказка о царе Султане" - ее талантливых рук дело; также Левитская ставит в театре Русской драмы; работает с театрами Польши, Канады, Японии. Тем, кто любит театр, ее стиль легко узнать: он яркий, декоративный, фантазийный, с мелко проработанными деталями, обилием жемчуга, камней и аппликациями.

 
Мария Левитская

 

 

"Набукко" – масштабная и сложная работа, в спектакле с библейским сюжетом о том, как персы пленили евреев, около 400 героев. У каждого из них – свой костюм, а это значит, последние недели перед премьерой команда Левитской работает без отдыха. "Вот это – гениальная художница", – показывает Левитская на коллегу, которая доводит до совершенства костюм одного из солистов. "И эта – тоже. А вот Милана –  наш художник по аппликациям, которая неделями вручную выкладывает самые мелкие детали на костюмах. Они все – невероятные!", – Левитская с удовольствием хвалит коллег.

 

При этом все знают, что Левитская – человек  строгий и требовательный. "Так, ты его не обнимай!", – кричит она художнице, которая, задумавшись, приобняла манекен с костюмом. "А теперь поправь там, где обняла! Тут же фотосессия!" К съемке для Vogue.ua Левитская, которая в начале 1990-х выпустила несколько коллекций как дизайнер и которую уговаривали уйти в моду, относится с огрмным вниманием – и лично таскает по цеху тяжеленные манекены, чтобы наш фотограф мог снять их с лучшего ракурса.

 
 

 

 

С чего начинается работа над костюмами в театре? С эскиза, идеи, куска той самой ткани? "С вопроса о том, когда будет премьера", – полушутя говорит Левицкая. Главный художник Национальной оперы, к слову, иногда даже не рисует эксизы: "Прямо на манекене я подбираю ткань, миксую ее между собой, а мои художники, с которыми я проработала почти 30 лет, понимают меня с полуслова".

 

Левитская очень любит путешествовать и практически всегда ищет вдохновение в культуре той страны, в которой происходит действие той или иной оперы. Когда в начале 2000-х итальянский режиссер ставил в столичном Оперном театре "Турандот", Левитская собрала чемодан и уехала в Китай – изучать историю, искусство, быт, технику работы с тканями. До сих пор это один из самых красивых спектаклей в театре.

 
 

 

Правда, в случае с "Набукко", действие которой происходит в Персии, Левитская отказалась от поедок в Иран, где сейчас неспокойная политическая ситуация. Вместо этого художница окружила себя книгами про ассирийско-вавилонскую скульптуру, изучала барельефы того времени, костюмы Навуходоносора и его жены: "Обожаю историю!"  

 

 

При ближашем рассмотрении становятся ясно, что большинство костюмов в "Набукко" – ручная работа, причем на некоторые из них у художников ушло по две-три недели. "Вот здесь наш художник по аппликациям Милана неделю вручную выкладывала десятки объемных перьев", – показывает Левитская на яркий терракотовый костюм одного из участников хора. Милана скромно отводит глаза в сторону: то, что для обывателя – чудо и красота, для художника Оперного –  работа.

Тот самый терракотовый костюм

 

Для журналистов Vogue.ua занятая Левитская отвлекается от костюмов и проводит экскурсию по огромному комбинату, который занимает пять этажей. Обувщики кроят симпатичные кожаные сандалии и ботинки, портнихи пришивают последние украшения к костюмам, бутафоры точат копья для армии Навуходоносора, а художники наносят последние штрихи на шлемы героев – одним словом, обычный рабочий день. Для театра опера "Набукко", которая когда-то уже была в репетуаре, одна из самых крупных и дорогих постановок за последнее время, поэтому важна каждая мелочь. "Ошибка художника – опасная штука. Представьте себе: один ложный цвет на костюме,  который будет спорить с другими – и все, катастрофа!", – эмоционально говорит Левицкая, и уходит –  400 костюмов "Набукко" еще нужно довести до совершенства.

 

 

Фото: Алина Красиева

Популярное на VOGUE