Итальянский режиссер Итало Нунциата ставит в Национальной опере "Богему" Джакомо Пуччини. Премьера пройдет 14 и 16 ноября. Накануне команда vogue.ua побывала в художественных цехах театра и увидела, как создаются костюмы и декорации.
Главный художник Национальной оперы Мария Левитская – редкий перфекционист. Она работает в театре больше 25 лет, до этого десять лет была художником на киностудии имени Довженко, где сделала несколько фильмов с Романом Балаяном. Мы не первый раз приезжаем на комбинат театра: это громадные цеха на Соломенке, где команда художников, костюмеров, закройщиков, обувщиков, декораторов и других специалистов создают костюмы и декорации к каждому спектаклю в театре. Мария Левитская всегда энергично режиссирует работу журналистов и фотографов, пришедших сделать репортаж: показывает лучшие ракурсы для съемки, выставляет мизанцсены с манекенами и моделями в костюмах, чтобы последние макисмально эффектно смотрелись в кадре. Запрещает снимать, пока не поправит на модели шляпку, не наденет перчатки и не разгладит минимальные заломы на ткани – в кадре, как и на сцене, все должно быть идеально.
На создание костюмов для оперы Пуччини "Богема" у Марии Левитской и ее команды из 10 человек ушел месяц. "Мы пошили 160 костюмов, из них только 21 – это детские . Все – разные, у каждого героя, помимо костюма и обуви ручной работы, есть шляпа, перчатки и аксессуары", – рассказывает Левитская. Оперу Пуччини, премьера которой прошла в Турине в 1896 году, в Киеве ставит итальянский режиссер Итало Нунциата. Нунциата сотрудничает с Римской оперой, оперными театрами в Неаполе и Венеции, а в Национальной опере Украины за последние несколько лет поставил оперы "Манон Леско", "Макбет", "Бал-маскарад" и "Любовный напиток".
Режиссер говорит, что "Богема" – очень современная, динамичная и живая опера, поэтому время действия в постановке перенесли в 1950-ые годы – 1955-й, если быть точнее. Во Франции это время расцвета театра, моды, эпоха "новой волны" в кино – и именно этот период стал главным референсом для костюмов. "Я ориентировалась в первую очередь на моду 1950-1955 годов: то, что делали Кристиан Диор и Кристобаль Баленсиага", – рассказывает Мария Левитская. Незадолго до этого, в 1947 году, Диор представил миру концепцию new look, воплотив в ней свое представление о женственности. На 50-ые годы прошлого века приходится и расцвет работы Кристобаля Баленсиага, чьи ключевые модели – пальто-коконы, хорошо держащие форму, и скульптурные платья-трапеции. Именно такие вещи носят главные женские персонажи "Богемы" Мими и Мюзетта: кейпы, платья с жесткими и пышными юбками, и обязательно – изысканные перчатки и шляпы.
"Самый сложный костюм у Мюзетты", – говорит Мария Левитская. 16 ноября ее партию будет петь Сусанна Чахоян. Артистка появится на сцене в красном платье с пышной юбкой, плаще с вышитым подолом и шляпе с вуалью. На создание этого гардероба у мастеров комбината ушло несколько дней: каждый костюм в театре – ручная работа. Точно так же вручную в цехах комбината создаются и огромные декорации – это расписанные полотна с элементами кинопостеров и афиш 1950-х годов.
14 ноября главные партии в "Богеме" исполнят Валентин Дитюк, Лилия Гревцова, Андрей Бондаренко, Ольга Фомичева, Геннадий Ващенко, Сергей Магера, Александр Милев. 16 ноября на сцену выйдут Татьяна Ганина, Дмитрий Иванченко, Петр Приймак, Сусанна Чахоян, Александр Бойко, Богдан Тарас, Дмитрий Агеев.
Текст: Дарья Слободяник
Фото: Мария Павлюк