Сложно представить рождественские праздники без похода на "Щелкунчик" и волшебной музыки Чайковского. В предверии каникул Vogue.ua составил гид по новым/лучшим балетам, которые непременно стоит увидеть этой зимой в Европе.
"Сильвия" – новая копродукция двух ключевых европейских театров: миланского "Ла Скала" и Венской оперы. Это изящный, нежный, пасторальный балет французского композитора Лео Делиба о юношеской любви, нимфах и боге Эросе. Главную партию на премьере будет танцевать Мартина Ардуино – прима-балерина "Ла Скала", которая за три года из дебютантки превратилась в главную звезду театра и сейчас исполняет почти весь классический репертуар в "Ла Скала" – от "Лебединого озера" до "Рормео и Джульетты".
С 17 декабря по 14 января 2020
Невероятной красоты "Щелкунчика" в исполнении Английского национального балета этой зимой дают в Лондонском Колизеуме. Все дело в сценографии: над ней работал легендарный Питер Фармер, один из самых выдающихся сценографов и декораторов 20 века. Над этим спектаклем в принципе работают лучшие из лучших: так, в партиях Клары и Щелкунчика в декабре можно увидеть блестящий дуэт украинской балерины, солистки Английского национального балеты Екатерины Ханюковой и Джеффри Сирио, которые в этом году дважды выступали на сцене Национальной оперы в Киеве.
С 11 декабря по 5 января
Королевский балет Фландрии со штаб-квартирой в Антверпене славится современными постановками. Одна из них – новая интерпретация известного балета "Баядерка" Людвига Минкуса, созданного в конце 19 века. Rasa – постановка молодого аргентинского хореографа Даниэля Пройетто, который раньше сотрудничал с Венской оперой и Норвежским балетом. Танцовщики в постановке аргентинца похожи на застывшие индийские скульптуры. Даниэль Проетто переосмысливает традицию индийских танцев – девадаси, священных храмовых танцев, а в основе балета лежит критическое размышление хореографа о вековой и неоднозначной концепции расы в Индии.
С 25 января по 2 февраля
Немка Саша Вальц – главная звезда европейского танцтеатра, каждый ее новый спектакль моментально становится сенсацией во всем мире. 12 героев ее нового спектакля Rauschen живут в утопической идеальной среде, полностью утратив связь с реальностью. Меланхоличным саундтреком к спектаклю стала музыка Пола Маккартни, которая как ничто лучше отражает мысль Вальц о сосуществовании человека и технологий. Основные вопросы, которые ставит хореограф: какой язык тела возникает в условиях, когда разум и тело неразрывно связаны с технологиями? В каком положении мы находимся, окруженные переизбытком удобств, которые одновременно являются средством контроля за нами?
30 января
Возможно, в представлении широкой аудитории "Жизель" – не самый праздничный балет, но точно один из самых пронзительных. Огромную роль в его популярности сыграла Парижская опера: именно на этой сцене 28 июня 1841 года состоялась его премьера, позже балет неоднократно возрождался здесь в самых разных постановках. Так что увидеть "Жизель" на сцене Парижской опере для балетомана – сродни чуду. Уникальность нынешней постановки 2015 года – в декорациях и костюмах: они созданы на основе оригинальные работ легендарного художника Александра Бенуа.
С 31 декабря по 15 января