Лучшими предметами одежды считаются те, что появились из функциональной необходимости, и бомбер — одна из них. У этого вида куртки богатая история, с военным происхождением и принадлежностью к различным субкультурам. И как только не интерпретировали эту модель вот уже более полувека, а она всегда оставалась в центре внимания, благодаря чему обрела статус всеми любимого предмета уличной одежды.
История бомбера берет начало со времен винтовых самолетов, когда летчики носили модель кожаной куртки, известной как А-2. Подкладка из флиса делала ее теплой, и с точки зрения моды она выглядела стильно даже по сегодняшним меркам, с эластичными манжетами на рукавах и талии, высоким воротником с запахом и нашитыми карманами. Однако с изобретением реактивного самолета, способного летать на гораздо больших высотах и, в свою очередь, при гораздо более низких температурах, летчикам пришлось менять форму, поскольку кожаные куртки промокали от дождя или пота, а на большой высоте вода замерзала, делая их жесткими, холодными и чрезвычайно неудобными.
Тонкая, легкая и в то же время теплая куртка стала необходимостью из-за развития технологий. И она появилась в виде модели B-15, которую считают прямым предком современного бомбера. У этой модели был меховой воротник, а сама она сделана из хлопка: хотя нейлон изобрели до Второй мировой войны, сначала его в основном использовали для конструкций парашюта, что было более рациональным и уместным распределением материала во время войны. После 1945 года нейлон стал ходовой тканью для курток-бомберов из-за простоты в уходе, водостойкости и практичности.
В 1949 году B-15 была модернизирована – и стала MA-1. Дизайн куртки снова стал своего рода реакцией на технический прогресс в строении самолетов и соответствовал потребностям пилотов: кабины были лучше изолированы, поэтому исчезла потребность в теплом меховом воротнике и его заменили вязаным эластичным, который оставлял больше места для парашютных систем. Именно на этом этапе была добавлена знаковая оранжевая подкладка, чтобы в случае авиакатастрофы пилот мог вывернуть куртку наизнанку и быть более заметным для спасателей. Примерно в это же время куртку начали производить в других цветах, помимо стандартного темно-синего цвета ВВС. Во время Корейской и Вьетнамской войн куртки производились в теперь уже повсеместном шалфейно-зеленом цвете, чтобы более точно отражать наземную растительность и "сливаться" с окружающей средой в случае аварии или аварийной посадки во враждебных районах.
Важное событие в истории бомбера произошло в 1963 году, когда компания Alpha Industries получила военный контракт на производство курток. Именно тогда они стали распространяться по Европе и Австралии, поскольку Alpha начала экспортировать их как для европейских ВВС, так и для коммерческих клиентов. Примерно в это же время по всему миру начали зарождаться важные субкультурные движения, которые на следующие несколько десятилетий сделали бомбер неотъемлемой частью своей униформы.
В конце 1960-х британские скинхеды стали одними из первых, кто начал активно носить бомбер. Они были представителями рабочего класса, жили в бедных кварталах, с большей вероятностью работали на фабриках или относились к "синим воротничкам". Они чаще всего одевались в рабочую одежду, джинсы, ботинки и одежду в военном стиле. Как вы уже догадались, бомбер также оказался в числе популярных вещей.
По иронии судьбы, следующими адептами моды на бомбер стали представители ЛГБТ-сообщества, которые больше всего страдали от деятельности скинхедов. Заметный эстетический поворот произошел тогда, когда лондонское ЛГБТ-сообщество одним из первых выступило против представлений скинхедов о сверхмаскулинности, присвоив себе одежду, которую те носили.
И в последние десятилетия ХХ века куртка-бомбер пользовалась популярностью на фоне разных субкультурных движений. От гранжа 1990-х до хип-хопа начала 2000-х дизайн MA-1 стал идеальным по своей форме, чем привлек внимание широкого круга потребителей. Уличная мода переживала период огромного роста и эволюции в течение 2000-х, вырастая из культуры скейтбординга и серфинга и завоевывая популярность среди молодых людей любого социального статуса.
Представители высокой моды также начали проявлять серьезный интерес к военной одежде, и Раф Симонс, будучи сыном армейского ночного сторожа, стал одним из первых дизайнеров, представивших милитари-коллекцию, – в сезоне осень-зима 2001/2002 под названием Riot, Riot, Riot. Симонс практически единолично заложил основу для того, чтобы куртка-бомбер стала базовой вещью любого модного гардероба. После него эту модель интерпретировали все: от Рика Оуэнса и Хельмута Ланга, до Демны Гвасалии и его Vetements. И у этого списка нет конца.