Привлекая более 8 миллионов посетителей в год, Версальский дворец – одно из самых популярных туристических направлений Франции. В этом материале рассказываем, что нужно знать об этом легендарном месте: от садов до его интерьера, от его судьбы во времена революции до его отношений с модой и кино. А после прочтения можно отправиться в виртуальную экскурсию по Версалю.
В 1607 году Людовик XIII, молодой сын Генриха IV, выбрал Версаль для своей первой охотничьей экспедиции. К концу 1623 года, через 13 лет с начала его правления, он решил создать небольшой охотничий домик, состоящий из двух скромных замков. Именно там наступил День одураченных, попытка изгнать кардинала Ришелье, Марией Медичи, матью Людовика XIII, которая в конце концов была сама изгнана по приказу своего сына. Лишь в 1661 году Людовик XIV начал первые строительные работы во дворце, в результате чего все его величие и последующее решение о том, что он станет главной резиденцией правительства Франции.
Еще в 1661 году Людовик XIV доверил Андре Ленотру проектирование и разработку знаменитых версальских садов, которые впоследствии станут известны как образцы исключительного озеленения по всему миру. С помощью Жана-Батиста Кольбера, члена кабинета короля, а затем архитектора Жюля Ардуэна-Мансара, которому было поручено строительство оранжереи, Ленотр приступил к работе над садом. Ему было поручено спроектировать планировку садов, нарисовать многочисленные статуи и фонтаны, и бремя выравнивания ландашфта, доставки и посадки деревьев из нескольких провинций Франции. На завершение проекта ушло 40 лет, и сады требуют пересадки каждые сто лет или около того, чтобы сохранить их целостность и красоту. Во время шторма в декабре 1999 года около 10 000–20 000 деревьев были расщеплены или выкорчеваны, включая 80% самых редких видов, и двух тюльпанных деревьев, посаженных самой Марией-Антуанеттой.
Именно в эпоху Просвещения и во времена правления Людовика XVI братья Монгольфье преуспели в своем первом полете. 19 сентября 1783 года под пристальным взором короля и его семьи воздушный шар высотой 18 метров совершил первый полет над версальским двором. С овцами, петухом и уткой в качестве пассажиров королевский украшенный воздушный шар поднимался в небо на 600 метров. Эксперимент был возобновлен позже, когда Пилатр де Розье стал первым человеком в истории, совершившим свободный полет.
Вопреки тому, что сообщалось и часто искажалось в вымышленных отчетах, Версаль не был разграблен во время революции. После того, как 6 октября 1789 года королевская семья отправилась во дворец Тюильри, ремонтная бригада дворца воспользовалась отсутствием короля в качестве возможности для ремонта. Ремонт включал мелиорацию картин и потолков в зеркальном зале. После открытия Центрального художественного музея в Париже в августе 1793 года большая часть произведений искусства дворца была передана в Лувр. В том же году был принят закон об избавлении от мебели, которая была оставлена в Версале, а оставшиеся предметы были проданы парижским купцам и состоятельным гражданам.
Во время Июльской монархии Луи-Филипп, получивший прозвище "король-гражданин", принял решение превратить Версаль в исторический музей, посвященный "всей славе Франции". Мотивами этого решения были его надежды на объединение народа Франции вокруг общего наследия. Музей был открыт 10 июня 1837 года в присутствии Александра Дюма, Эжена Делакруа и Виктора Гюго.
В 1914 году военные заняли площадь Арм и главный двор дворца. Там были созданы военные больницы, поскольку раненые возвращались из боя. Наиболее значительное событие, связанное с Версалем, которое произошло в этот период, произошло 28 июня 1919 года, когда в зеркальном зале был подписан Версальский договор. Договор фактически положил конец войне, подтвердив поражение Германии. Подписанный Жоржем Клемансо, Вудро Вильсоном, Дэвидом Ллойдом Джорджем и Витторио Эмануэле Орландо, договор фактически лишил Германию контроля над Эльзасом, Лотарингией и ее колониями, ответственными за сельскохозяйственное производство. Именно этот акт мира, который Германия считала диктатом, в конечном итоге привел ко Второй мировой войне.
С 1904 года дворец служил съемочной площадкой для почти 200 фильмов. Среди первых были документальные фильмы и исторические драмы, созданные французской киностудией Pathé. С тех пор, как многие великие кинематографисты привнесли свое творчество в Версаль: Ален Рене, Жак Деми, Милош Форман, София Коппола и Вуди Аллен – это лишь некоторые из них. Самым символическим из всех снятых там фильмов остается "Тайны Версаля" 1953 года Саши Гитри. Этот фильм помог восстановить славу дворца, популярность которого снизилась после полувека войн.
Несмотря на то, что шоу The Battle of Versailles является поворотным моментом для американских дизайнеров – этот эпизод в истории моды редко обсуждается. В начале 1970-х годов главный куратор Версальского дворца Жеральд Ван дер Кемп искал спонсоров для финансирования восстановления дворца. Элеонора Ламберт, известный американский публицист, которая начала первую Неделю моды в Нью-Йорке, предложила Ван дер Кемпу организовать показ-конкурс мод во дворце. 28 ноября 1973 года "Версальская битва" объединила величайших французских кутюрье того времени с лучшими дизайнерами американской модной сцены. На французской стороне были: Ив Сен-Лоран, Кристиан Диор, Юбер де Живанши, Эмануэль Унгаро и Пьер Карден. На противостоящей американской стороне были: Стефен Берроуз, Билл Бласс, Оскар де ла Рента, Халстон и Энн Кляйн, все еще относительно неизвестные в мире мировой моды. Жозефина Бейкер открыла шоу, Лайза Миннелли была председателем события, а Пэт Кливленд доминировал на подиуме, и с этим событием американская мода вышла на международную арену.