В теплую июньскую ночь на балконе парижского особняка модель Анна Кливленд изображает героиню водевиля: выгибает обнаженную спину, перекидывает тонкую ногу через перила, заливисто и фальшиво смеется. Рядом с ней крутятся два парня и не до конца ясно, кто кому достанется в этот вечер. За коваными воротами внизу толпятся подростки в джинсовых рубашках и футболках. Наверняка, не понимают, что происходит и зачем здесь полуголая Кливленд.
Пару лет назад я попал на вечеринку по случаю запуска нового аромата Jean Paul Gaultier. В мраморных залах извивались подтянутые полуобнаженные тела: на постели с черными атласными простынями развлекалась компания идеально сложенных молодых людей. В зеркальной комнате неподалеку полуголые девушки в чулках и с плетками разыгрывали прелюдию оргии. Мы видели их сквозь стекло, а они нас — нет. По каминной полке за барной стойкой на острых каблуках-шпильках вышагивал атлетичный парень в сетчатом белье. Напротив него в этот момент невозмутимо выпивал Венсан Кассель. На террасе среди быстро пьянеющей публики смеялась (ничуть не фальшиво) и кокетничала гениальная Росси де Пальма, звезда фильмов Педро Альмодовара.
В мире Жан-Поля Готье, которому сегодня исполняется 68 лет, все так: высокий парижский стиль приправлен двойной порцией дурного вкуса, а привычные гендерные и социальные роли лучше оставлять на входе. Готье устраивает уроки французской joie de vivre для начинающих и для самых искушенных — беспечно, хулигански, на широкую ногу. У него и внешность под стать: улыбка Чеширского Кота и демонический огонек в глазах.
В 2011 году Музей изящных искусств Монреаля организовал масштабную выставку-ретроспективу дизайнера. Я застал ее уже в мюнхенском Kunsthalle спустя пять лет гастролей. Кураторы проделали титаническую работу, собрав в одном месте едва ли не полные архивы дизайнера. В тематических комнатах (БДСМ-салон, русалочья лагуна, католический храм) манекены оживали с помощью технологии 3D-маппинга — перешептывались, жестикулировали и игриво подмигивали.
В такой концентрации работы Готье дают понять размах его таланта. Чего только стоят сирены и моряки из романов Жана Жене в рассеченных глубокими разрезами брюках и вязаных тельняшках с обнаженной спиной. Примерно так же — за минусом пышущей сексуальности — коды западноевропейской модной традиции препарируют японские дизайнеры: Рей Кавакубо, Джуниа Ватанабе и Читосе Абе в Sacai.
За вдохновением Готье нырял в самые глубокие и бурные воды. В одном из залов экспозиции в Kunsthalle были собраны "этнические" коллекции дизайнера — выглядело это как собрание краеведческого музея: африканские звериные шкуры, шотландские юбки, русское плакатное искусство на трикотаже. Готье создавал их в то время, когда ухмылка убитого крокодила на плече тугого жакета не считалась плевком экосистеме планеты, а наряды, созданные по мотивам костюмов малых народов Севера, были экзотикой и никак не культурной апроприацией. Но даже в те времена эта игра не всегда сходила Готье с рук — вспомнить хотя бы скандал вокруг его "хасидской" коллекции 1993 года. Сегодня за такие фокусы дизайнера бы точно распяли в "Инстаграме".
Многим Жан-Поль Готье запомнится образами, которые просочились в массовую культуру: теми самыми морскими тельняшками с густо ретушированных снимков Пьера и Жиля, корсетом с конусообразным лифом, в котором Мадонна выступала в туре Blond Ambition 1990 года, и костюмами жокея-доминатрикс, в которых спустя полтора десятка лет она отплясывала в Confessions. За всем этим может потеряться из виду, насколько Готье талантливый конструктор и какие гениальные вещи он создавал. Fun fact: Мартин Марджела перед запуском собственного бренда стажировался в его ателье. В разное время, сменяя друг друга, они оба возглавляли консервативный парижский Дом Hermès.
Готье уходил со сцены медленно и как будто нехотя: сначала перестал делать коллекции Ready-to-Wear, оставив на плаву линию парфюмерии (надо полагать, коммерчески успешную — благодаря непотопляемой линейке ароматов Le Male) и высокой моды. Продолжал сочинять платья femme fatale и андрогинные брючные костюмы в духе 1980-х. Они не были революционными ни по смыслу, ни по содержанию. Но если бы вы были очень богатой женщиной с большим аппетитом к жизни, бьюсь об заклад, такие вещи вам хотелось бы носить. В феврале этого года дизайнер отыграл свое последнее кутюрное шоу, устроив полуторачасовое ревю в формате best of the best 50-летней карьеры. В этот вечер, как принято говорить, ушла эпоха.
В начале марта компания Jean Paul Gaultier объявила о новом формате работы кутюрного подразделения: теперь коллекции для Дома будут создавать приглашенные дизайнеры. Первой в этом упражнении должна была стать Читоcе Абе из Sacai. Рафинированный парижский кутюр глазами японского дизайнера? Эта новость показалась мне одной из самых свежих и своевременных идей последних лет. Очень хочется верить, что этот эксперимент все-таки состоится. А у Жан-Поля, видимо, другие планы. С днем рождения, Жан-Поль!
Текст: Веня Брыкалин