За десять лет работы в Céline британский дизайнер Фиби Файло, которая 1 января празднует день рождения, полностью изменила правила игры в индустрии. Ее идеально скроенные пальто и бережная адаптация классики мужского гардероба – основа современной моды.
В декабре прошлого года после десяти лет на посту креативного директора Céline Фиби Файло объявила о своем уходе. Сегодня в модной индустрии сложно уследить за рокировками на руководящих позициях в крупных модных домах, но эту новость многие восприняли как знак конца эпохи. В общем круговороте сезонов и коллекций всегда есть дизайнеры, которые в корне меняют наше представление о современном гардеробе. Céline в интерпретации Фиби Файло – это не только идеальные широкие брюки или культовые шлепанцы, отделанные мехом. Это попытка найти формулу новой женственности и рассказать о современной женщине что-то глубокое и важное. Попытка, как показала жизнь, абсолютно успешная.
На протяжении десятилетий понятия моды и комфорта часто были взаимоисключающими. Нас с детства учили, что красота требует жертв, – как туфли на высоком каблуке и узкие платья. Но такой подход плохо сочетается с образом жизни современной женщины. Работа, семья, необходимость делать огромное количество дел одновременно и при этом отлично выглядеть – XXI век требует нового дресс-кода. В конце кризисных нулевых на волне фантазийных и замысловатых коллекций, которые показывали главные звезды того времени, чувствовалось, что мода должна измениться. Без личного вклада Фиби этого бы не случилось.
На одном из своих немногочисленных портретов Файло бескомпромиссно смотрит в камеру, ее волосы заправлены под воротник водолазки, сверху небрежно накинуто идеально скроенное шерстяное пальто. На фото – безупречное сочетание стиля, комфорта и уверенности, которое многие женщины разных возрастов и профессий искали и нашли в Céline. Черно-белый снимок идеально отражает влияние работ Файло на современный стиль. Благодаря ей миллионы девушек сегодня носят бежевые пальто простого кроя, свободные хлопковые сорочки и широкие брюки со скромными белыми кедами, а волосы небрежно заправляют под воротник. Эти мелкие, но важные стилистические приемы переняли даже те, кто не смог бы узнать дизайнера на фото и ничего не знает о ее работе во французском модном доме.
Выпускница лондонского колледжа Central Saint Martins, Файло начинала карьеру дизайн-ассистентом Стеллы Маккартни в Chloé. Две англичанки сделали из французского Дома сенсацию – спустя несколько лет, в 2001 году, Файло стала его креативным директором. За пять лет во главе Дома ей удалось создать узнаваемый стиль (богемные белые блузы и туфли на деревянной танкетке мгновенно стали классикой), чтобы на пике карьеры в 2006-м отказаться от работы в пользу семьи. Спустя два года она вернулась в индустрию и возглавила Céline. До прихода Файло Дом не имел своего лица и сменил несколько дизайнеров. Отсутствие узнаваемых кодов было на руку Фиби: для нее Céline стал тем самым чистым листом, с которого она могла заново изобрести гардероб современной женщины.
У любого fashion-редактора, стилиста или энтузиаста индустрии есть свои любимые вещи из коллекций Фиби Файло. Каждый может с ходу назвать предметы, которые с легкой руки дизайнера стали новой и часто копируемой классикой: объемные пальто, словно заимствованные из мужского гардероба, идеально скроенные широкие брюки, кожаные топы-футболки, просторные шелковые сорочки и точеные смокинги, которые легко составили конкуренцию вечерним платьям на красной дорожке. Даже новый виток популярности классических кроссовок вроде Adidas Stan Smith можно частично связать с Файло: в таких дизайнер выходила к публике в финале своих показов.
"Мне хотелось создать что-то честное, сочетание того, что я хочу носить и как я хочу жить, простое и очень настоящее", – говорит дизайнер в одном из своих редких и коротких интервью. Одежда Файло создана не для того, чтобы ее анализировать, – скорее для того, чтобы ее чувствовать. Сегодня Céline – любимый бренд арт-дилеров и галеристок, архитекторов и писательниц. Фиби Файло удалось создать совершенную униформу для тех, у кого нет времени на ошибки. В центре внимания дизайнера всегда были идеально продуманные вещи – они могут быть абсолютно незаметными и в то же время вызывать восхищение как объект дизайна.
Файло – один из немногих современных дизайнеров, который работает с формой, учитывая пропорции женского тела и свойства тканей. Вещи Céline могут стоять в одном ряду с классическими объектами промышленного дизайна или архитектурой модерна. Плащи из новой весенне-летней коллекции, формой напоминающие знак бесконечности, – впечатляющий пример инновационного продукта. Сегодня такой кропотливый и смелый подход к дизайну одежды отходит на второй план. В диджитал-эпоху дизайнеры все чаще опираются на стайлинг, трансформируя знаковые вещи моды прошлых лет. Для Фиби Файло эксперименты с формой всегда были на первом месте, отчасти поэтому ее работа в Céline ощутимо двигала индустрию вперед.
Новость о том, что Файло покидает Céline, вызвала у инсайдеров и поклонников Дома разные эмоции, но преобладало разочарование. Когда в январе 2018-го ее преемником был объявлен Эди Слиман, мнения разделились. Многим нравится идея поп-культурного подхода, который Слиман с успехом использовал в Saint Laurent и ранее в Dior Homme – и который он почти наверняка попробует реализовать в стенах Céline. Но любовь Эди к эстетике музыкальных субкультур, открытому гедонизму и невозможно узким силуэтам плохо рифмуется с историей марки, которая последние десять лет делала ставку на комфортную одежду для интеллектуальных и успешных женщин. Слиман не гнался за революционными идеями: женственность, которую дизайнер воспевал в коллекциях Saint Laurent, была перформативной, кукольной, гиперсексуальной. Полный антагонизм тонким работам Фиби Файло. Будет ли он следовать кодам предшественницы, сохранит ли словарь, который Файло скрупулезно собирала в Céline, или Дом ожидает обнуление истории – пожалуй, главная интрига следующего сезона.
Хотела Файло того или нет, она совершила тихую революцию в моде. Вещи из коллекций Céline заставляют думать о великих женщинах – художнице Джорджии О’Кифф в белой сорочке и черном кардигане или писательнице Джоан Дидион в свободном платье в пол на фоне белого "Корветта" в Калифорнии. Вместо звезд "Инстаграма" и лос-анджелесских старлеток в фокусе Céline всегда были писательницы, художницы и уверенные в себе женщины, которые ищут баланса в мире и внутри себя. Создавая гардероб для таких женщин, Фиби Файло доказала, что форма и содержание могут существовать в гармонии, что серьезная работа и стиль не являются взаимоисключающими понятиями. С ее уходом бренд и женскую моду в целом ожидают новые времена, но, несомненно, главные ее идеи в Céline останутся актуальными еще долго.
Текст: Анастасия Федорова
Фото: Massimo Zanusso
Стиль: Kerry Dorney
Прически: Daniela Magginetti @Close Up
Макияж: Giulia Cigarini @Close Up
Ассистенты фотографа: Umano Teadore, Jonathan Santoro
Ассистенты стилиста: Claudia Crippa, Luca Feliaro
Модель: Estella Boersma @Viva Paris
Благодарность – Nando и Ceo, Christiana и Germano, а также ресторану L' Arabesque, Milan