Как за год выпустить дюжину живописных и интригующих коллекций, знает дизайнер Джонатан Андерсон. C ним поговорил Александр Фьюри.
Мы беседуем с Джонатаном Андерсоном в Zoom. Он находится в Париже, я – в Лондоне. Из-за пандемии оба оказались взаперти, и это интервью — один из множества "цифровых разговоров", которые мы, как и все сейчас, ведем дни напролет. Во время локдауна я встречался с Джонатаном три или четыре раза, и всегда — онлайн.
Джонатан вел трансляции из своих студий и шоурумов в Лондоне и Париже, а также из дома в Восточном Лондоне. И каждый эфир получался очень интимным, что характерно для Джонатана. Он легко сближается с людьми и делится секретами, даже когда его собеседники не рядом с ним. Он редко бывает скрытным или чрезмерно осторожным в интервью — особенно если отвечает на вопросы из своего дома. На фоне иллюстраций Тома оф Финланда наш разговор, запланированный на 10 минут, перерос в более чем часовую беседу. Мы успели обсудить буквально все — от Брекзита до набросков к лукбуку JW Anderson.
Эта наша онлайн-встреча пришлась на январь. Джонатан только закончил работу над своей коллекцией мужской одежды JW Anderson осень-зима 2021 и над предосенней женской. Сейчас под его руководством команда в Париже заканчивает две коллекции для испанского Дома Loewe, креативным директором которого Андерсон работает с 2013 года. Получить комментарии о весенне-летней коллекции JW Anderson, иллюстрирующей этот материал, весьма сложно: много воды утекло с тех пор, как замысел дизайнера претворился в жизнь, — он начинает работу задолго до выхода своих коллекций. Такой темп необходим, чтобы справиться с многочисленными обязательствами, возложенными на Андерсона: за последние полтора года он выпустил для двух вышеупомянутых брендов четыре коллекции мужской одежды и шесть коллекций женской, создал капсульные коллекции в сотрудничестве с Moncler, Uniqlo и другими брендами.
"Сейчас такое время, что ничего не загадываешь, — говорит Джонатан. — Мне, кстати, это уже начинает нравиться. Потому что нет необходимости заниматься бесконечным планированием". Он и в самом деле не любитель строить планы. В работе руководствуется инстинктом — действует спонтанно и свободно. Именно это в итоге приводит к странным, интригующим комбинациям в его коллекциях — как, например, невесомый топ, украшенный бусами и перьями, надетый поверх утилитарных шорт-карго, либо скроенное по фигуре пальто, расшитое кристаллами, или же слипоны, похожие на сабо, с гипертрофированными золотыми звеньями на носке, неожиданно взорвавшие продажи. Дизайн этих вещей, конечно, тщательно продуман, но их объединяет та самая легкая небрежность, которая обычно свидетельствует о выдающемся таланте создателя.
Весенне-летнюю коллекцию JW Anderson дизайнер разработал под впечатлением от книг Оскара Уайльда. У них общие корни: Уайльд появился на свет в Дублине в 1854 году, Джонатан, спустя 130 лет, — в Магерафельте, провинциальном городке в Северной Ирландии. По словам дизайнера, к творчеству Уайльда его привели в том числе карантинные ограничения: "Я сидел дома, и у меня была возможность пересмотреть множество книг об Оскаре Уайльде, о художниках, которые ссылались на него. А тут еще и любопытное совпадение: я страшно люблю аукционы, и в это же время в Нью-Йорке на весьма странных торгах мне попалась открытка, подписанная рукой Оскара Уайльда: "Секрет жизни — в искусстве". Я тут же подумал, что обязан ее приобрести: такая надпись хорошо бы смотрелась на свитере!" Разумеется, так оно и вышло, но надписью дизайнер не ограничился. Уайльд вдохновил Андерсона по-новому взглянуть на свою работу — и на жизнь в целом. "Для своего времени Оскар Уайльд был настоящим радикалом, — говорит Джонатан. — И мы не до конца осознаем, насколько передовыми были его идеи. Даже сегодня мы не настолько свободны, чтобы следовать им".
Презентация весенне-летней коллекции JW Anderson стала экспериментом. Отказавшись от идеи показа, дизайнер разослал гостям перевязанные лентами альбомы со снимками моделей и образцами тканей — организовав, по его собственным словам, "шоу в коробке". Примерно так же он обставил презентацию мужской коллекции этого сезона — тогда к приглашению на показ прилагалась переплетенная книга-игрушка, из которой нужно было вырезать и конструировать бумажных кукол. Метрополитен-музей включил "шоу в коробке" Андерсона в свою постоянную коллекцию – в качестве свидетельства того, как мода отреагировала на пандемию COVID-19. Тогда же большинство модных брендов показывали свои коллекции онлайн, но эта идея пришлась не по душе Джонатану. "Я общаюсь с людьми в цифровом формате. Мои родители — цифровые. Все вокруг цифровые, — сокрушается он, — в том числе и вы, пока мы разговариваем в Zoom. Да, технологии частично облегчили нашу жизнь. Но в конечном итоге настал момент, когда мир почувствовал себя парализованным. И интуиция подсказала: надо делать наоборот". Это значило — дать публике возможность снова пережить тактильный опыт: потрогать, пощупать, ощутить.
Эти презентации Show-In-A-Box красноречиво иллюстрируют, как радикально и самобытно Джонатан смотрит на моду с момента своего дебюта в 2008 году: иначе, чем другие, под неожиданным углом, переизобретая правила игры в индустрии. Неизменными остаются только любовь и уважение к своему ремеслу и аппетит к уникальным новаторским решениям. В своих коллекциях Андерсон наносил деликатную вышивку на тонкую кожу и сочетал в одном изделии мохер и каучук. В новой весенней коллекции он использовал жаккарды розового цвета и оттенка слоновой кости, вдохновленные дамасскими салфетками XVII века; гофрированную замшу в необычных пастельных и пудровых тонах; вышивку гигантскими бусинами и хрустальными каплями. В коллекции много объема — ткань на платьях менин подхвачена под подолом, образуя пышные юбки, и складывается в торжественные рукава-буфы. В новом сезоне ни намека на скромность, отстраненность или упрощение — это особенно впечатляет, когда знаешь, что коллекция создана небольшой лондонской командой Джонатана фактически в Zoom.
"Нужно отпустить собственное эго, — говорит Андерсон об особенностях работы в условиях современного мира. — Когда свирепствует пандемия, начинаешь понимать, насколько ты бесполезен. Я не могу спасать жизни. Чем я могу помочь?" Джонатан решил, что лучший ответ на вызов времени — погрузиться в свое дело и сосредоточиться на работе. Он прекрасно знает, что такое ответственность. "Когда у тебя 50 сотрудников, всегда держишь в голове, что они приходят в офис и надо сделать все возможное, чтобы никто из них не заразился коронавирусом, — рассказывает он. — При этом важно, чтобы все они были заняты, каждый на своем участке". Андерсон чувствует ответственность и перед индустрией — даже в условиях пандемии он должен реализовывать свои идеи, которые будут вдохновлять людей.
"По правде говоря, я никогда не чувствовал себя более свободным, — неожиданно подытоживает Джонатан. — Раньше перед показом я часто испытывал характерное беспокойство. Переживал: а заметят ли меня люди? запомнят ли они меня? А сейчас меня волнует только одно: моя команда, которая помогает создавать мою одежду. Я просто хочу, чтобы мы могли продолжать наше дело. Только и всего".
Портрет: Scott Trindle
Фото: Adrian Samson @Industry Art
Стиль: Chloe Grace Press
Прически: Naoki Komiya @Julian Watson Agency
Макияж: Erin Green
Диджитал: Alex Gale
Продюсер: Jordan Groves @Industry Art
Ассистент фотографа: Aron Tarjani
Ассистент стилиста: Andra-Amelia Buhai
Ассистент парикмахера: Makoto
Кастинг: Max Märzinger для Julia Lange Casting
Модели: Elspeth @Milk, Clementine @Anti, Karishma @Elite