Стелла Маккартни, которая 13 сентября празднует 50-летие, создает коллекции, соединяющие мужское и женское, и на деле доказывает, что в большом бизнесе можно играть по своим правилам.
В расписании Парижской недели моды у Стеллы Маккартни традиционно утренний слот. В залах Опера Гарнье, где проходит показ осенне-зимней коллекции Stella McCartney, в ранний для модной публики час дизайнер устраивает энергетический коктейль из громкой музыки и импровизированных танцев на подиуме. В 44-летней Маккартни, по словам ее знакомых, по-прежнему живет лондонский подросток, жадный до вечеринок. Видимо, рэп, который звучит во время дефиле, – привет оттуда, из шальных 90-х.
Все, что делает Стелла Маккартни, пропитано исконным британским юмором и самоиронией. Но если убавить громкость динамиков, выяснится, что показ текущей коллекции Stella McCartney – гуманистическое высказывание. "Я старалась, чтобы и одежда, и шоу стали посланием надежды и любви, – рассказывает дизайнер. – Сегодня в мире слишком много гнева и осуждения. Мне хотелось напомнить всем, как важно любить и уважать друг друга и, несмотря ни на что, хранить веру в человека".
С таким серьезным посылом в финале показа модели кружили по мраморному подиуму под гуманистический гимн 60-х – песню All You Need Is Love группы The Beatles. Но в самой одежде не было ни грамма политики. Верная себе дизайнер представила двубортные жакеты с двойными лацканами из японской шерсти, платья из пэчворка с фигурными рельефами и просторные брючные комплекты из искусственной замши, созданные по мотивам мужской рабочей одежды, спортивной формы и экипировки для занятий конным спортом.
Стелла Маккартни – из тех, кто в работе избегает громоздких концептов. Дизайнер не отправляет свою публику в вымышленные путешествия и не отсылает к манифестам французских гуманистов. Вместо этого она создает полноценный женский гардероб на все случаи частной и публичной жизни (семья, работа, отдых, вечеринки, гала-ужины). Со своими коллекциями просторных блейзеров, трикотажа нейтральных тонов и идеально скроенных брюк Маккартни была на территории расслабленного шика задолго до того, как прагматичный подход к дизайну одежды стал магистральным течением в посткризисной моде конца нулевых.
"Как женщина, которая разрабатывает одежду для женщин, я много думаю о наших желаниях и потребностях. Мне хочется создавать гардероб, который будет удовлетворять любые наши нужды". На бумаге это может казаться скучным, но стоит увидеть любое из шоу Stella McCartney, чтобы убедиться в обратном. Маккартни работает с тонким вкусом и крепким юмором – в ее дебютной коллекции платья были расцвечены задиристыми надписями на кокни – диалекте британских рабочих. Впоследствии дизайнер пришла к золотой формуле, сочетающей утилитарное мужское и соблазнительное женское (мастерство мужского кроя юная Маккартни перенимала в лондонском ателье на Сэвил-роу). Визитная карточка дизайнера – андрогинный микс строгих приталенных жакетов и широких брюк из классической костюмной шерсти под комфортные кроссовки, а также прозрачные кружевные платья, надетые поверх трикотажных водолазок, – смотрится иронично, легко и неизбежно сексуально.
"Я стараюсь дать женщинам возможность выглядеть как можно лучше при наименьших затратах усилий с их стороны, – объясняет Маккартни. – В одежде мне, как и любой девушке, хочется разнообразия и комфорта. Поэтому я пытаюсь создавать одежду, которая позволит им сиять и гордиться тем, как они выглядят, а не тем, во что они одеты". В словах дизайнера нет ни тени лукавства, но правда это лишь наполовину – в этом можно убедиться, пролистав свежие streetstyle-отчеты. Среди них всегда найдутся снимки женщин в немного эксцентричных нарядах Stella McCartney – несмотря на кажущуюся легкость, таких нелегко выбить из седла. Все они чем-то напоминают саму Маккартни, которая всегда одета в вещи из собственных коллекций. Потому если кому-то и нужна иллюстрация идеальной девушки от Stella McCartney, то это именно она – сама Стелла.
Маккартни – публичный дизайнер, мастерски выстраивающий личный бренд. По долгу крови другого выхода у нее не было. Дочь сэра Пола Маккартни и фотографа Линды Истман, Стелла росла на органической ферме в Шотландии и по желанию родителей посещала обычную школу. Но с дебютной коллекцией (тогда в показе Маккартни участвовали ее подруги – Кейт Мосс и Наоми Кэмпбелл) молодой дизайнер попала в публичное поле и остается там до сих пор. Свою известность она использует как трибуну: ортодоксальный веган и активист в делах защиты прав животных, Маккартни еще во времена обучения в престижном лондонском колледже Central Saint Martins приняла решение не использовать в своей работе продукты животноводства – натуральную кожу и мех. Не изменяет она своим принципам и по сей день. Несколько лет назад Стелла отказалась от использования PVC в своих коллекциях. Недавно бренд перешел на экологичную вискозу – в отличие от традиционного материала, сырье для ее производства собирается в возобновляемых лесах в Швеции.
Stella McCartney – глобальный бренд, имеющий более 600 точек продаж. Поиски новых ресурсов и технологий компанией подобного масштаба и статуса неизбежно влияют на ее прибыли. Но дизайнер крепко стоит на своем: "Я горжусь тем, что сумела построить первый и, пожалуй, единственный успешный веганский бренд. Надеюсь, что своим примером могу показать другим дизайнерам, что они тоже в состоянии это сделать".
Для Маккартни многолетние эксперименты с экологичными и этичными материалами – череда технологических и финансовых вызовов, для всей индустрии – троянский конь, который подрывает привычную систему координат высокого люкса. Благодаря Стелле сумки и обувь из искусственной кожи давно не вызывают вопросов у публики, а шубы из искусственных волокон за последние несколько сезонов стали такой же частью премиального бизнеса, как изделия из стриженой норки или крашеной лисицы.
"Я работаю с прицелом на клиента. Поэтому моя главная задача как дизайнера – создавать роскошные красивые вещи, которые женщины будут хотеть покупать и носить, – говорит Маккартни. – В одежде, как и в любом другом деле, важно всегда оставаться честным перед самим собой". В этом с дизайнером не поспоришь.
Текст: Веня Брыкалин