Что нужно знать о Малале Юсуфзай – правозащитнице с обложки Vogue

Уже более 10 лет Малала Юсуфзай борется за права девочек по всему миру на получение образования, хотя сама чуть не погибла из-за банального желания учиться. Сейчас ей 23 года, она окончила Оксфорд, получила Нобелевскую премию мира и готова двигаться дальше со своей важной миссией. Новая главная героиня британского Vogue рассказала изданию не только о своих дальнейших амбициозных планах, но и о семье и любви. С ней встретилась Сирин Кейл.

image

Даже самый молодой лауреат Нобелевской премии мира не застрахован от постоянных самокопаний и жизненных потрясений. "Этот вопрос я задаю себе каждую ночь, когда часами пытаюсь уснуть", – отвечает Малала Юсуфзай, когда я спрашиваю ее, какой она видит себя через десять лет.

Малала, которой всего 23 года, продолжает: "Где я буду жить дальше? Должна ли продолжать жить в Великобритании или мне следует переехать в Пакистан или другую страну? С кем мне жить? Должна ли я жить одна или с родителями как сейчас? Они очень любят меня, и особенно как любые азиатские родители, хотят, чтобы их дети были с ними навсегда".

Мы сидим в тихом уголке отеля в центре Лондона. Волосы Малалы распущены и непокрыты. Ее платок лежит на шее. "Я ношу его в основном, когда нахожусь на улице или в общественных местах", – говорит она, сидя за тихим столиком. Недалеко находится ее осторожная служба безопасности. "Когда я дома или c друзьями, этого можно не делать". Она объясняет, что платок – это нечто большее, чем просто следование мусульманским традициям. "Для нас, пуштунов, это культурный символ, который показывает, откуда я родом. Часто мусульманских девушек, одевающихся в традиционную одежду, считают угнетенными, безголосыми или живущими в условиях патриархата. Я хочу сказать всем, что у каждой из нас может быть собственный голос в рамках собственной культуры, и вы можете иметь равенство в своей культуре".

Кампанию за права девочек на обучение Малала Юсуфзай начала почти тринадцать лет назад – ей тогда было всего 11. Все эти годы это было главным посланием Малалы всему миру. Во время правления талибов в городе Мингора в пакистанской долине Сват всем девочкам было запрещено посещать школу. Ее желание учиться привело к нападению на ее жизнь в возрасте 15 лет. Тогда талибанские боевики выстрелили в нее и еще двух одноклассников, когда они ехали домой из школы на автобусе. Это было в октябре 2012 года. Вместе с семьей она была доставлена ​​в больницу королевы Елизаветы в Бирмингеме. После переезда ее активистская деятельность стала только сильнее.

Ее автобиография "Я, Малала", опубликованная всего через год после покушения, стала международным бестселлером. В возрасте 15 лет она основала "Фонд Малалы", вместе с которым проводила кампании, направленные на освобождение школьниц, похищенных нигерийской террористической организацией "Боко Харам". Она встречалась с президентами и премьер-министрами, выступала перед Молодежной ассамблеей Организации Объединенных Наций в день своего 16-летия. Да, а в 17-ть она уже получила Нобелевскую премию мира, пока была занята сдачей языковых экзаменов, находясь в своем новом родном городе Бирмингеме. В 2017 году она поступила в Оксфордский университет для изучения политики, философии и экономики и окончила его с отличием. Все это говорит о том, что есть многообещающие люди, а есть еще Малала.

Несмотря на все эти заслуги передо мной сидит 23-летняя выпускница, у которой из-за пандемии, как и у всех нас, прервано множество поездок, она живет с родителями, много играет в видеоигры, закрывшись в собственной комнате, и пытается работать. Так что же хочет самая известная выпускница Оксфорда на данный момент?

Сначала небольшая экзистенциальная паника. "Это было два часа ночи, – вспоминает Малала. – Я сижу в постели, просматриваю свой личный Instagram и думаю "А что я вообще делаю?"". Вернувшись домой из университета в марте прошлого года, чтобы получить степень и переждать пандемию, она стала членом Covid class 2020: безработная, бесцельная, скучающая. В своей детской спальне она оценивала собственные возможности. Естественно, ее работа с Malala Fund будет продолжаться, но при этом она сейчас на большом перепутье в жизни.

Стоит ли ей искать работу? Подать заявку на получение степени магистра? Путешествовать по миру? А пока она спала, наслаждалась карри из баранины своей матери, читала (Малала поставила перед собой задачу прочитать 84 книги в этом году). "У меня была секретная учетная запись в Твиттере в течение года, – рассказывает она, – до того, как я официально присоединилась к сети, у меня было около 4000 подписчиков или что-то в этом роде. У меня все было хорошо". (После раскрытия информации у Юсуфзай около 1,8 миллиона подписчиков, и их количество растет).

Вдохновение пришло от одной из ее самых любимых вещей – телевидения. Она всегда знала силу повествования – когда ей было 11 лет, Малала начала вести блог BBC под псевдонимом Гул Макай, рассказывая, каково это жить при правлении Талибана. Подобно Сассексам и Обамам, которые обратились к радиовещанию, чтобы общаться с общественностью по вопросам, которые для них важны, Малала начала думать о создании своих собственных программ и привлечении талантов со всего мира.

У нее были встречи с крупными стриминговыми платформами, многие из которых заинтересовались ее предложением, но особенно выделялась одна. В марте Малала объявила о многолетнем партнерстве с Apple TV +, где также проживают Опра Уинфри и Стивен Спилберг, и о запуске новой производственной компании Extracurricular. "Я хочу, чтобы эти шоу были развлекательными, и чтобы я сама хотела такое смотреть", – говорит она, наблюдая за начальными этапами разработки. "Если я не смеюсь над ними и не получаю от них удовольствия, я не буду показывать их на экране", – твердо продолжает Малала. Поэтому наряду с документальными фильмами о серьезных проблемах, таких как образование девочек и права женщин, она хочет снимать комедии. Малала – большая поклонница Теда Лассо, отчасти потому, что у главной звезды хита Apple TV + есть усы, немного похожие на усы ее отца. Она может быть всемирной иконой, но она также просто молодая женщина, которая любит ямайские закуски на вынос и истории про Рика и Морти.

Подробности этого сотрудничества пока не разглашаются, но мы можем ожидать, что ее результаты начнутся в следующем году. Анимации, драмы, детские шоу – все это в работе, и она также надеется предоставить платформу талантам со всего мира. "Я происхожу из другой среды, – говорит Малала. – И мне очень интересно, если бы женщина из долины в Пакистане сделала Южный парк, как бы это выглядело?".

Все интервью Малалы Юсуфзай читайте в новом номере British Vogue.

Фото: NICK KNIGHT

Популярное на VOGUE