На протяжении 30 лет талант-скаут Флориан де Сен-Пьер помогает модным компаниям находить новые имена. Но прошлое индустрии ее интересует мало – она с азартом смотрит в будущее. С ней встретился Веня Брыкалин.
С Флориан де Сен-Пьер, одним из самых влиятельных талант-скаутов в fashion-индустрии, мы встречаемся в штаб-квартире ее компании, расположенной в 8-м округе Парижа. В белом пространстве – стол для совещаний, диван и кожаный шезлонг Пола Таттла. Его присутствие делает стерильное помещение похожим на кабинет психоаналитика.
"Я не считаю, что дизайнеры должны рассказывать истории, – безапелляционно заявляет Флориан де Сен-Пьер. – Настоящий талант должен уметь создавать историю и такой продукт, который сможет оказать влияние на общество в целом. Это, согласитесь, совсем другое занятие".
Наследница фамилии де Сен-Пьер (до недавнего времени семье принадлежало поместье XVII века шато де Бомануар в Бретани), по ее собственным словам, занимается "заключением союзов" – назвать Флориан хедхантером можно разве что для обобщения. У Сен-Пьер много задач, но главная – подбор талантов для работы в модных домах. Как арбитр, она следит за происходящим в индустрии и помогает соединять самые светлые умы и отважный менеджмент в успешное бизнес-предприятие.
"Безупречный продукт – это, говоря профессиональным языком, наши минимальные ожидания, – объясняет Флориан. – Дизайнер во главе крупного бренда должен быть лидером, который вдохновляет и ведет команду вперед. Можно не владеть всеми секретами технического мастерства, но надо быть исключительно требовательным и четко понимать, чего хочешь. Посмотрите на дизайнеров калибра Эди Слимана или Фиби Файло – в роли дирижера такие люди обеспечивают слаженную игру всего оркестра".
Окончив престижную бизнес-школу ESSEC в Париже, Флориан де Сен-Пьер начала строить карьеру в финансовом департаменте Christian Dior, но оставалась там недолго: в 26 лет она основала собственную рекрутинговую компанию, заполучив первого важного клиента – ателье Christian Lacroix. С тех пор хрупкая женщина с пронзительными васильковыми глазами – один из главных агентов перемен в модной индустрии. Благодаря ей в прошлом Кристоф Лемэр попал в Lacoste, Альбер Эльбаз – в Guy Laroche и в Lanvin. Она стояла за назначениями Кристофера Бейли в Burberry и Алессандро Микеле в Gucci.
"Нравится вам то, что сейчас происходит в Gucci, или нет, но это были радикальные перемены", – с блеском в глазах говорит де Сен-Пьер. Она имеет в виду революцию, которую осуществил CEO Gucci Марко Биццарри, назначив на пост креативного директора малоизвестного дизайнера из штата компании. По какую сторону баррикад в этом вопросе сама Флориан, догадаться нетрудно: во время интервью на ней короткое разноцветное платье Gucci, открывающее миниатюрные, почти детские плечи.
"Есть два типа дизайнеров: те, которые хотят оставаться независимыми, и те, которые метят на позицию креативного директора лейбла, – объясняет де Сен-Пьер. – Меня интересуют те, чья работа созвучна времени. Мода – это прикладное искусство. Если дизайнер опережает время, его коллекциям место в арт-галерее. Если он не чувствует современность, то успеха не будет, как ни старайся. Волшебство случается редко – но тогда работа дизайнера становится триггером для общества и пропуском в созданный им мир".
"Главное отличие нового поколения дизайнеров от предыдущих – у них есть власть. Они могут купить свою свободу, – говорит де Сен-Пьер. – Для этих людей мода – одна из возможностей творческой реализации. С таким же успехом они будут заниматься музыкой, видео, графическим дизайном. Благодаря социальным медиа, дизайнеры больше не нуждаются в посредниках: они создают вокруг себя сообщества и напрямую ведут с ними диалог".
Круг интересов Флориан де Сен-Пьер не ограничивается модой – в компании исследуют сферы архитектуры, промышленного и графического дизайна. Чтобы держать руку на пульсе, де Сен-Пьер запустила онлайн-платформу для молодых талантов Eyes on Talents и активно участвует в культурных инициативах по всему миру. Из последних увлечений – восточноевропейская фотография. В поисках новых имен Флориан поддерживает фотоконкурс в Кракове. Не забывают в компании и о привычных адресах – каждый год сотрудники Floriane de Saint-Pierre et Associés отправляются на выпускные шоу главных fashion-школ мира: на смотрах студенческих работ можно разглядеть будущую звезду.
"Сейчас удивительное время для молодых талантов, – рассказывает Флориан. – Они меняют представление о модном продукте. Я жду, что они построят новую fashion-систему. Сервис Uber не был придуман компанией-перевозчиком, Airbnb – не разработан сетью отелей, а PayPal – банком. Перемены в моде, как и в других сферах бизнеса, – дело рук аутсайдеров. Настоящие сдвиги всегда зарождаются на окраинах, поэтому мы внимательно следим за тем, что происходит в мире".
В поиске новых трендов Флориан де Сен-Пьер обращается к искусству. Она входит в попечительский совет парижских Palais de Tokyo и Центра искусства и культуры Жоржа Помпиду. Личная коллекция де Сен-Пьер началась с коллажа немецкого художника Мартина Киппенбергера. Флориан признается, что до сих пор эта работа – ее любимая. Сегодня де Сен-Пьер концентрируется на творчестве художниц конца XX – начала XXI века. Ее последние открытия – Аннегрет Солтау, Франсуаз Жанико и Микалейн Томас.
"Современное искусство – главный тренажер для глаз и ума, – замечает де Сен-Пьер. – Я стала собирать работы современных художников, как только смогла себе это позволить, потому что убеждена: они предсказывают будущее. Культурное образование очень важно: оно дает понимание перспективы. Если вы хорошо знакомы с прошлым, это повышает вашу планку и задает уровень ожиданий будущего".