В отсутствие фантасмагорического показа Алессандро Микеле для Gucci, который в этом сезоне перенесли в Париж, на Неделе моды в Милане произошла любопытная смена фокуса. Чем ближе дизайнеры подбирались к темам повседневным, если не сказать тривиальным, тем убедительнее выглядел результат их работы. Но и тут были исключения.
Свою третью по счету коллекцию для лейбла Jil Sander дизайнеры Люк и Люси Мейер представили в заброшенном помещении пекарни. Солнечный свет, пробивавшийся через стеклянные своды крыши, подчеркивал тактильность их коллекции. Перед дизайнерами надо снять шляпу – работа с материалами в Jil Sander завораживает: сложные трикотажи и летящие шелка обладают какой-то особенной аэродинамикой. Чета Мейеров взялась за сочинение рабочего гардероба. Это не были униформы в привычном смысле, но глухо застегнутые планки на комбинезонах, абрисы приталенных жакетов и просторных сорочек без рукавов, надетых под широкие брюки, заимствованы оттуда. Мейеры продолжают попытки придать холодному тевтонскому минимализму новое человеческое лицо – добавляют ремесленные элементы в виде бахромы и переиначивают классические японские сандалии окобо. Как идея строгая и выверенная работа Мейеров смотрелась абстрактно, но впечатляюще.
Разговор о реальных женщинах с реальной жизнью – главная тема миланских коллекций. Тут сарториальные традиции итальянской моды и ноу-хау портняжного искусства дизайнерам в помощь. Британец Пол Эндрю во второй коллекции для Salvatore Ferragamo создает для такой женщины практичный гардероб. Объединив усилия с директором мужского подразделения Дома Гийомом Мелье, они на двоих разыграли историю в аристократичной гамме тосканских пейзажей: прямые бежевые тренчи, песочные платья, скроенные будто из платков, и юбки из тончайшей кожи и льна оливкового оттенка. После шоу Эндрю делился: по словам прессы и байеров, популярность спортивной моды идет на спад, а вот элегантная одежда снова в росте. К такому повороту, судя по последней коллекции Salvatore Ferragamo, в Доме более чем готовы.
На подиуме Max Mara креативный директор марки Ян Гриффитс собрал легион современных амазонок в широкоплечих жакетах и тренчах. Кастинг сделали под стать – в шоу участвовали знойная Ирина Шейк и индийская топ-модель Лакшми Менон, когда-то блиставшая на подиуме Givenchy у Риккардо Тиши. Сопроводительные записи к показу говорили о древних мифах и о роли женщины в современном мире. В глаза бросались маленькие маньеризмы – модели в глянцевых платьях на одно плечо выходили на подиум, властно расставив руки в стороны, делая акцент на и без того осиных талиях. Женщины Max Mara, обрамленные в широкие плечи жакетов и пальто всех оттенков пустыни, больше походили на героинь сексуально заряженных снимков Хельмута Ньютона, чем на современных тружениц с Wall Street. Возможно, такова была задумка.
Миучча Прада никогда не играет по общим правилам, поэтому отправляясь на шоу Prada, разговоры о реальности стоит оставить за бортом. Показ коллекции, как и мужское шоу тремя месяцами ранее, организовали в новом павильоне Fondazione Prada. По случаю тут возвели колосники и массивную трибуну – казалось, публику ждет бой гладиаторов, не меньше. Вместе этого Миучча Прада устроила парад моделей, который мог сойти за школьное выступление. В новом сезоне дизайнер увлечена вопросами политики и консерватизма, но размышляет о них иносказательно. Пока весь Милан аплодирует зрелым женщинам на подиуме, у Prada – почти что школьницы в глухо застегнутых пальто, коротких нейлоновых платьях с бантами и в сатиновых брючных шортах.
Эти славные инженю не лишены опасности – на уровне груди на классических кашемировых джемперах и хлопковых рубашках зияют разрезы. Обтягивающие топы дизайнер награждает глубоким декольте, которое в целях безопасности приходится перехватывать эластичной лентой, а ободки для волос украшает металлическими заклепками. Стоя в тесном кольце журналистов Прада после показа призналась, что ее любимый образ – просторная белая футболка, надетая с сатиновой юбкой. Можно понять почему: сегодня на подиуме такие простые вещи кажутся самыми радикальными.
Любопытное зрелище представляла публика на показе Roberto Cavalli. Такое обилие сапог-ботфортов, пышных форм, утянутых в футляры анималистичных расцветок, как и жгучее желание надеть все это в 30-градусную миланскую жару, поражает воображение. У руководства лейбла непростая задача – один из самых бонвиванских лейблов нулевых пытаются перезапустить, дистанцируя от его красочного прошлого. Эту миссию доверили британцу Полу Сарриджу – он, надо признать, делает это с отвагой. В новой коллекции Roberto Cavalli наряды соблазнительниц уступили место платьям-макси с щедро расшитым верхом, асимметричным комплектам с греческими драпировками и фигурным жакетам под велосипедки. Без коварных мини не обошлось, но короткие платья тут смотрелись реверансом в сторону Instagram-атлетизма, а не инструментом обольщения. Проблемный бренд еще не там, где ему нужно быть, но проделанная дизайнером и его командой работа впечатляет. Интересно, что будет дальше.
Показ Versace состоялся за несколько дней до объявления о двухмиллиардной сделке с Michael Kors, но о том, что у Дома дела идут хорошо, догадаться было легко. Исполинский подиум выстроили в форме квадрата, в первом ряду – Кьяра Ферраньи и рэппер Никки Минаж, которую команда ассистентов тут же на подиуме старательно заправляла в тугой кожаный корсет. На свое шоу Донателла Версаче собрала звезд мирового моделинга разных поколений. Асимметричные платья из неонового и глянцевого черного шелка, сложные наряды из цветного пэтчворка с трехмерной вышивкой и комплекты в стиле 60-х, неожиданно строгие для Versace, показывали Мариякарла Босконо, Кайя Гербер, сестры Хадид, Кендал Дженнер и Шэлом Хэрлоу.
Яркую точку на Неделе моды в Милане поставили Доменико Дольче и Стефано Габбана. Дизайнеры продолжают устраивать эпические праздники – в этот раз на подиуме Dolce&Gabbana одновременно оказались супермодели Хелена Кристенсен, Карла Бруни и Ева Герцигова, актрисы Моника Беллуччи и Изабелла Росселлини с детьми и внуком. Далее по списку: фигуристая топ-модель Эшли Грэм в хищном леопардовом принте, Instagram-звезда Эмили Ратажковски в небесно-голубом платье на корсетной шнуровке, ангел Victoria’s Secret Стелла Максвелл в наряде для воскресной мессы и Карен Эльсон в платье сказочной феи. Саундтрек из знаменитых арий Лучано Паваротти раскатисто лился над подиумом, ультракороткие мини, резьба на золотых каблуках, цветы в волосах и грозди украшений в ушах и на шеях моделей кружили голову. Если задуматься, для кого весь этот праздник (в смысле, кто носит все эти причудливые вещи), то стоило оглянуться вокруг – в этот торжественный день публика в переполненном зале бывшего кинотеатра "Метрополь", где проходят шоу Dolce&Gabbana, выглядела примерно так же. Несколько часов спустя одну из них, девушку в живописном платье и с высокой цветной диадемой в волосах, я встретил за обедом в модном ресторане неподалеку от виа Монте Наполеоне. Если кто-то скажет, что таких женщин не бывает, знайте: они реальнее всех.
Текст: Веня Брыкалин