Парфюмерный этикет – негласно принятый свод правил, который предусматривает, какие ароматы носить в разных ситуациях. Правила парфюмерного этикета раскрывает ольфактолог, основатель BZ Parfums Bohdan Zubchenko, Богдан Зубченко.
Подобно тому как в оперу неприлично явиться в бомбере, для красной дорожки не подойдет худи, а на собеседовании неуместно платье в пол, с духами та же история: для каждой оказии – свой гардероб, только ольфакторный.
Первое правило: "дорого" и "ярко" — зачастую прямая противоположность понятию "хорошо". Многие свято верят, что зычный шлейфовый аромат — это признак благосостояния и хорошего вкуса. На Ближнем Востоке так оно и есть. Но в европейской и американской культурах "громыхающий" аромат, скорее, считается вторжением в чужое личное пространство.
В этом контексте интересна история парфюмерии. Изначально у духов было утилитарное предназначение — маскировать неприятные запахи, будь то аромат выделанной телячьей шкуры или запах немытого тела. Со временем, когда люди узнали о гигиене, нужда камуфлировать природный запах отпала. Появились одеколоны — свежие, цитрусовые, летучие ароматы, дающие ощущение прохлады.
В XX веке мода на одеколоны стала повсеместной — появились бренды, специализирующиеся только на них: Jo Malone London, Atelier Cologne, Atkinsons. Одеколоны, идеальные для городской жизни, когда люди скучены в офисах, транспорте и повседневной суете, есть в линейках большинства марок. Конечно, их популярность — это еще и наглядная демонстрация очередного витка моды, "отдача" после всплеска славы сильных, густых ароматов.
Интересно, что старинные ароматы сегодня почти невозможно носить: они делались для других людей, живших в других условиях — как минимум, в комнатах других размеров. Девушка не ходила на собеседования или на работу, не летала в командировки, не отвечала на сообщения в мессенджерах. Она была окружена роскошью, днем играла на фортепиано и брала уроки живописи, вечером надевала фамильную диадему и отправлялась в оперу.
Миллениалы живут быстро, к роскоши относятся с легким презрением, предпочитают чистоту и минимализм. Тут как нельзя кстати оказалась простая, "урбанистская" парфюмерия, которую сегодня выпускают многие марки, а также Геза Шен со своими "молекулами". Идеальный аромат современного городского жителя — несложный, понятный, но вместе с тем интересно пахнущий. Он "не задушит, не убьет"; работает на нормальном расстоянии, не внедряясь в чужое пространство, никому не мешает жить, в том числе и своему носителю. Если сравнивать с живописью, то это минималистская картина в духе Ротко или Малевича.
Подобно тому как этикет придуман, чтобы сделать взаимодействие с окружающим миром приятным и легким, с той же целью существует и парфюмерный этикет. Для каждой оказии — своя категория запахов. Но есть общее правило: там, где громко не говорят, громко не пахнут — в больнице, в библиотеке, в соборе. Исключение — музей: огромные залы нейтрализуют любые излишества.
Во-первых, деловой этикет предполагает ароматы короткой дистанции, без сложного многостадийного раскрытия. Во-вторых, сегодня не принято "не пахнуть ничем": аромат чистоты, который служит красивым продолжением утреннего душа, создает впечатление свежести, новизны и гигиены. На собеседование можно прийти в хрустящей белой сорочке — или создать ее эффект свежим легким колонем. Главное — помнить, что парфюмерные ноты не должны долетать до работодателя быстрее, чем слова или действия соискателя.
Означает ли это, что топ-менеджеры могут себе позволить густые, насыщенные, тяжелые духи? Нет. Парфюм не имеет отношения к демонстрации власти или доминированию. Впрочем, бывали случаи, когда люди разыскивали аромат устрашения — для телохранителей. Тут идеален 1805 Tonnerre Beаufort London, который пахнет Трафальгарской битвой — порохом, кровью, горящими факелами, пиратским ромом.
Конечно, существуют сферы (искусство, кино и так далее), где допустимы парфюмерные вольности. Но если человек носит униформу, будь то белый врачебный халат или "двойка" стюардессы, то недопустимо оставлять за собой умопомрачительный шлейф.
На первом свидании вряд ли имеет смысл ошеломлять партнера ароматом: можно не угадать. Но чем ближе отношения, тем больше самовыражения можно себе позволить. Если понаблюдать за партнером (как он одет, какую еду выбирает, как взаимодействует с окружающими и чем, наконец, пахнет он сам), информации будет достаточно, чтобы понять, какие запахи могут доставить ему удовольствие.
Вечерний аромат надо подбирать в зависимости от мероприятия и локации. Так, если заявлено открытие художественной галереи — большое пространство, артистичная публика, много людей, — можно надеть эксцентричный, громкий, шлейфовый аромат.
Если предстоит вечер в опере, филармонии, театре, то нельзя пахнуть пронзительно. Имеет смысл отдать предпочтение сдержанным духам, иначе трагедия на сцене может случиться значительно раньше. А на рок-концерте хорошо сработают нахальные кожаные ароматы.
Классические школы парфюмерии — французская, итальянская, американская — неразрывно связаны с национальной кухней. Французы придумали шипры — и виртуозно работают, например, с нотами лаванды, ириса, мха, которые не просто хорошо пахнут, но и гармонично сочетаются с нотами сыров и вин. В итальянской парфюмерной традиции — цитрусовые, томаты, базилик, перец, мята. Американские духи середины прошлого столетия пахли не только мускусной чистотой, которую в США возвели в культ, но корицей, гвоздикой, пряностями — и невероятно рифмовались с нотами яблочного пирога или запеченной индейки (чего стоит только Youth Dew Estee Lauder). Конечно, благодаря глобализации четкие парфюмерные границы стираются, появляются новые синтетические молекулы, но надо помнить, что гастрономия и парфюмерия имеют общие корни.
Аромат Eau du Soir, лимитированный выпуск, Sisley
Поэтому в ресторане, когда люди едят и аромат парфюма может смешаться с ароматами пищи, не стоит погружать окружающих в ауру своих духов. Когда аромат пытается спорить с высокой гастрономией и дорогими винами, это неуважение к окружающим и парфюмерный эгоизм. В 80-е, когда появился Poison Dior, на некоторых ресторанах висела табличка: ‘No Poison, please’.
Правило жестко и незыблемо: никакого парфюма в самолете. И тут, конечно, нереально перебороть благоухающие искушения в duty free — притом что там все чаще появляются нишевые марки и эксклюзивные линейки больших брендов и хочется попробовать все. Тем, кто не способен избежать соблазна, надо распылять "самое вкусное" только на руки (не на волосы или одежду), а перед посадкой в самолет тщательно смывать следы с кожи. Этот жест позволит проявить уважение к окружающим. Число аллергиков растет, аллергии становятся все изощреннее. Вдобавок многие считают самолет не самым приятным местом, где перехватывает дыхание, тошнит, может возникнуть стенокардия. Лишние сложности в виде удушливого шлейфа тут ни к чему.
Тут два варианта: или вовсе никакого аромата, или одеколон. Последний хорош тем, что сидит близко к коже, а вдобавок тонизирует и бодрит. Цитрусовая ароматерапия дает заряд энергии — и стимулирует выносливость, спортивный азарт.
Еще один вариант – парфюмерные тальки. Такие есть, например, у Penhaligon’s. Тальк впитывает лишнюю влагу, вдобавок может давать легкий светоотражающий эффект.
- Чтобы элегантно выведать, чем пахнет визави, надо начать с комплимента: похвалить композицию или отдельные ноты, если они считываются. А потом —задавать вопросы о марке и названии аромата.
- Дарить духи можно только в том случае, если точно известно, какие предпочитает "реципиент". И уж точно никогда не следует выбирать аромат впопыхах. Чтобы избежать соблазна, достаточно вспомнить лица людей, потрошащих парфюмерные супермаркеты накануне праздника. Если вручить аромат все-таки хочется, то можно купить подарочный сертификат — это "политкорректный" подарок.
- Что касается подарков любимым, то тут есть несколько подходов. Расширять парфюмерный кругозор человека можно — особенно, если его жизнь сложилась так, что он не интересовался парфюмерией. А вот пытаться заставить его полюбить что-то для него нехарактерное — дело неблагодарное: все равно что пытаться изменить человека. Разве что вкрадчиво, исподволь: например, подарить средства из банной линии, которые послужат проводником в мир новых запахов.
Больше красоты: Instagram @vogueua_beauty