Cамый известный аромат в мире CHANEL № 5 празднует 100-летний юбилей – в расцвете славы.
№ 5 – невероятно фотогеничный. Крышечка в точности повторяет контуры "восьмиугольного сердца Парижа", Вандомской площади – как ее видела Коко Шанель из окна своего номера в отеле Ritz. Флакон украшает любой кадр и везде смотрится одинаково восхитительно: и в декадентской мраморной ванной, и в лаконичной современной спальне – словно его нарочно создавали для Instagram. Одна поправка: аромату ровно 100 лет.
Не без того, чтобы флакон слегка видоизменяли: в 1921-м, когда Мадемуазель Шанель утвердила пятый образец духов, представленных ей парфюмером Эрнестом Бо, пузырек был из тонкого стекла. Уже через три года ребра усилили – чтобы его можно было не только хранить в будуаре, среди шкатулок слоновой кости и изящных статуэток, но и носить с собой. Революционная по тем временам идея. Как и сам аромат.
Впервые в истории парфюмерии духи пахли не цветами или ванилью, а чем-то абстрактным, холодным и абсолютно пленительным. Сверхдоза льдистых альдегидов, облако жасмина сорта грандифлорум, охапка пышных столистных роз и еще 80 ингредиентов. Композиция была триумфальной, харáктерной, "громкоговорящей". Для женщин, которые не боялись заявить о себе, а требовали признания, — в точности как сама Мадемуазель.
Формулу CHANEL № 5 берегут как сокровище; ее хранителем назначают штатного парфюмера Дома. Сегодня это Оливье Польж; до него секрет сорок лет берег его отец, легендарный Жак Польж. Впрочем, достоверно подделать CHANEL № 5 невозможно – даже при наличии хроматографов, спектрометров и прочего сложного оборудования: как и в драгоценных винах, композиция сильно зависит от качества природного материала. Он у CHANEL – уникальный, лучший из возможных: в Грассе до сих пор резервируют урожай жасмина и роз для CHANEL. И тем не менее сырье подвержено влиянию климата: играют роль сила ветра, количество осадков и солнечных дней, текущий состав почвы и другие факторы. У роз, как и у винограда, тоже может быть не самый удачный год. Но этого покупателю не объяснишь: формула должна оставаться такой, как ее задумали в 1921-м. За этим следит мастер-парфюмер Дома.
CHANEL № 5 справедливо называют самым успешным и продаваемым ароматом в истории. Более того, американский рынок Дому CHANEL удалось завоевать исключительно посредством духов. Простодушные американские солдаты, штурмовавшие бутик Дома в Париже по окончании Второй мировой войны, чтобы привезти домой настоящий французский трофей, были уверены, что бренд так и называется – CHANEL № 5.
№ 5 – эстетический код, который воспет и в поп-культуре. В 1959 году флакон включили в постоянную экспозицию Музея современного искусства в Нью-Йорке, а в 1980-х Энди Уорхол посвятил ему знаменитую серию из девяти изображений.
5 – это счастливое число самой Мадемуазель Шанель, которая, как и многие знаменитости, была суеверной. В ее квартире на рю Камбон в Париже, где она творила и принимала гостей, пятерки встречаются везде. Даже затейливые вензеля на люстре, если присмотреться внимательней, — не что иное, как цифра 5.
"Духи – это невидимый, зато незабываемый, непревзойденный модный аксессуар. Он оповещает о появлении женщины и продолжает напоминать о ней, когда она ушла", – говорила Мадемуазель. Она ушла полвека назад. А № 5 по сей день напоминает о ней миру.
Текст: Алена Пономаренко